Русский Север отбирают у русских
За вопросом об отделении Архангельской области от России могут стоять деньги норвежской стороны, считает ряд экспертов. Другие видят в истории с появлением лжепоморов интересы российской либеральной оппозиции, ориентированной на Запад.
Новые нерусские
Русский Север может перестать быть русским. Группа ученых пытается внушить жителям Архангельской области, что в их жилах течет не русская, а поморская кровь. И это достаточное основание, чтобы говорить о создании отдельной Поморской республики, заключении дипломатических отношений с соседней Норвегией и откалывании региона от России.
"...организация ЮНЕСКО разрабатывает план создания объединенных штатов Европы на основе существующих европейских государств. У Архангельской области есть реальная возможность в будущем стать одним из таких штатов", - с таким заявлением выступил в свое время руководитель областной "Ассоциации поморов" Иван Мосеев.
Архангельск как штат некого Европейского государства - это на первый взгляд не более чем утопия. Так кажется из Москвы, привыкшей бороться с сепаратизмом на Севером Кавказе, но никак не на Севере России. Но в Архангельской области знают, как давно и планомерно определенная группа людей реализует план по созданию "поморской идентичности".
"Делаются попытки вычленить части русского народа в отдельные этносы, преследуя тем самым цель отделения территорий, через культурные автономии, из состава Российской Федерации", - объясняет этот процесс общественный деятель Максим Рева.
Политическое шулерство
Исторически поморы - потомки древних новгородцев, с 16 века осваивавшие Русский Север. Их отличительной чертой всегда были не культура, материальная или духовная база (в этом они совпадают с остальным русским населением страны), а особенности хозяйственного быта - поморы были мореходами, охотниками на морского зверя и опытными рыболовами.
Вновь о поморах заговорили лишь в 90-е годы, когда Россия переживала не самые простые времена, а регионы пытались взять "столько суверенитета, сколько смогут проглотить". В эту же игру решили сыграть архангельские общественные деятели, начавшие противопоставлять поморов и русских.
Сделать это было нелегко хотя бы в силу того, что среди горожан трудно было отыскать настоящих потомков поморов. Поэтому все, что происходит дальше, можно считать политическим шулерством: местные строители малых народов назвали поморов "открытой нацией" и призвали вступать в нее всех желающих, "ощущающих свое духовное или кровное родство" с населением Поморья.
Набрав в результате такого призыва самозваных поморов, организаторы стали действовать смелее и требовать себе права "малых народов". Тот факт, что новоявленные поморы еще вчера считали себя русскими, никого не смущал. То было вчера, а сегодня эти люди нуждались в защите от русских и - что важнее - особых прав и доступа к природным ресурсам.
Норвежский след
В академической среде преобладает точка зрения, согласно которой поморы - часть русского народа, такая же, как казаки. "На самом деле поморы - это составляющая часть русских, это северная группа. А они почему-то акцент делают на противопоставлении всему русскому", - объясняет старший научный сотрудник Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН Валерий Шарапов.
Тем не менее руководитель "Ассоциации поморов" Иван Мосеев требует признать эту группу самостоятельным малым народом. Было бы странно предполагать, что идея претендовать на поморскую идентичность и все сопутствующие привилегии исходит от немногочисленной группы людей, решивших самостоятельно отвоевать Русский Север у русских.
Региональные СМИ, давно знакомые с проблемой подтасовки поморской темы, открыто пишут о связях Ивана Мосеева с кругами, близкими к норвежскому правительству. "Конечная цель норвегов - получить доступ к недрам Архангельской области и соседних территорий с последующим контролем над ними", - пишет газета "Эхо Русского Севера". Территорий, напомним, богатых минеральными ресурсами, газом, нефтью, рыбой и лесом.
Техническая схема захвата уже сформулирована: пока архангельские поморы борются за право на самоопределение, в соседской Норвегии уже появляются свои поморы. Вскоре будет объявлено о необходимости объединить ранее разделенную границами поморскую нацию. Объединенные поморы, в свою очередь, могут претендовать на территорию почти всего европейского арктического побережья России. И это значит, что народ-новодел сможет передать права на разработку российских недр любым транснациональным компаниям.
"Разделяй и властвуй"
Впрочем, в расколе Русского Севера заинтересованы не только геополитические партнеры, ищущие выходы в Арктику. Любой сепаратизм всегда играет на руку политическим конкурентам.
Оппозиция традиционно действует по принципу "разделяй и властвуй". Она пытается раздробить общество изнутри, вбив клин между людьми, ослабив страну. Дробить можно по многим направлениям: возбуждая социальную, религиозную или национальную рознь.
Сегодняшнее экономическое состояние страны не позволяет спровоцировать "голодные бунты" и отправить рабочих брать штурмом местные администрации. Попытки ослабить основную религию страны мы наблюдали весь прошлый год, когда оппозиция фактически объявила войну Православной церкви. Провоцирование конфликтов на национальной почве с лозунгом "Хватит кормить Кавказ" с переменным успехом купируется властями, поэтому особых дивидендов не приносит.
Зато целиком инспирированная и искусственная тема с "малыми народами" и их правом на самоопределение может стать тем рычагом, в котором нуждается несистемная оппозиция.
|