Хорошо читать можно только ушами
Проблемы с чтением, от которых страдает каждый десятый ребенок, возникают из-за нарушения в биологическом механизме последовательного кодирования звуков. К такому выводу пришли американские ученые.
"Мы открыли систематические отношения между способностью читать и последовательностью, в которой мозг кодирует звуки", - считает профессор нейробиологии, физиологии и коммуникаций Нина Краус из Северо-западного университета, штат Иллинойс.
Ученые исследовали мозговые волны сотни детей школьного возраста. В результате было обнаружено, что у лучших чтецов кодирование звуков происходит более последовательно по сравнению с теми, кто читает плохо, сообщает РИА "Новости". Последовательная кодировка, по мнению ученых, достигается только в случае, когда удается успешно соединить звук со значением. Иначе говоря, от того, как школьник воспринимает звуки на слух, и зависит чтение.
Прийти к последовательности можно с помощью тренировок. К такому выводу Нина Краус и ее команда пришли еще по итогам предыдущего исследования, по ходу которого в течение целого года дети с дислексией пользовались вспомогательными слуховыми аппаратами.
"Использование этих приборов фокусировало мозг ребенка на "значительных" звуках, идущих от учителя, отсекая другие ненужные включения. Спустя год учащиеся усовершенствовали собственные звуковые системы и больше не нуждались в помощи", - рассказала ученая.
По словам экспертов, основные навыки для хорошего чтения, причем не только для детей, - умение слушать, включая слуховую память и внимание, способность рифмовать и различать быстро меняющиеся звуки.
В России о тренировке навыков чтения недавно позаботились власти. Министерство образования и науки РФ после призыва Владимира Путина составило список из 100 книг, рекомендованных для внеклассного чтения российским школьникам. В числе избранных - проверенная временем, но не вошедшая в школьную программу классика. Например, "Белая гвардия" Булгакова, "Двенадцать стульев" и "Золотой теленок" Ильфа и Петрова, "Темные аллеи" Бунина, "Дар" и "Защита Лужина" Набокова, "Понедельник начинается в субботу" братьев Стругацких, рассказы Довлатова, стихи Гумилева и Рождественского, рассказы и повести Людмилы Петрушевской.
Помимо этих произведений детям предстоит изучать мемуары генерала Деникина, двухтомник "Россия. История успеха", якутский, киргизский и калмыцкий эпосы - "Олонхо", "Манас" и "Джангар" соответственно, - стихотворения осетинского поэта Косты Хетагурова, "Моабитскую тетрадь" поэта Мусы Джалиля, стихотворный цикл Расула Гамзатова "Мой Дагестан".
|