Параллельные миры. Русское искусство. ХХ век
14 мая 2014 года Открытый фестиваль искусств "Черешневый лес" представил в Концертном зале им. П.И. Чайковского уникальную программу, объединившую сразу три вида искусства: музыку, поэзию и живопись.
Литературно-музыкальные композиции Константина Хабенского и Юрия Башмета успели полюбиться публике, неравнодушной к классической музыке и художественному слову.
Новая программа дуэта "Параллельные миры. ХХ век" предлагает зрителю дополнить впечатления от музыки великих композиторов и знаменитых поэтов визуальным сопровождением их выдающихся современников - живописцев.
14 мая в Концертном зале им. П.И. Чайковского в рамках Открытого фестиваля искусств "Черешневый лес" соавторы воплотили масштабный проект "Параллельные миры. ХХ век", посвященный истории искусства начала ХХ столетия, в котором музыка Рахманинова, Стравинского, Прокофьева, Мосолова и поэзия Серебряного века дополнились живописными работами великих художников: Сомова и Коровина, Кандинского и Малевича, Дейнеки и Пластова. Во время концерта их картины в формате 3D проецировались на экран Концертного зала им. П.И.Чайковского.
Идея соединить музыку и текст возникла из случайной импровизации на одном из концертов, а позже вылилась в проект двух художников. Творческий тандем Юрия Башмета и Константина Хабенского возник в 2011 году, когда они создали совместный проект "Калигула". Это позволило каждому из них прозвучать по-новому, открыться для своих поклонников с неожиданной стороны.
В 2012 году на фестивале "Черешневый Лес" проект был удостоен премии Олега Янковского. Художники решили продолжить свои творческие поиски в рамках придуманного ими жанра.
Константин Хабенский:
- При выборе материала мы отталкивались от музыки и живописи. Те семь стихотворений, которые прозвучат сегодня, пришли на ум не сразу, они возникали в программе постепенно. Я не могу сказать, что творческий процесс уже завершен, мы продолжаем импровизировать и работать. Сегодня, например, мы будем пробовать накладывать поэтический текст прямо на музыку. Посмотрим, что из этого получится. Мне чрезвычайно интересно оказаться в этом пространстве, пофантазировать и даже похулиганить.
Юрий Башмет:
- Фестиваль "Черешневый лес" благодаря фантазии и доброжелательному настрою его создателей вдохновил нас на творческий эксперимент. Именно сегодня с картинами, живой музыкой и поэзией в исполнении Константина Хабенского мы попытаемся погрузить слушателей в машину времени. Какое впечатление будут производить произведения на каждого зрителя - это его частное дело, наша задача - разбудить его фантазию. Мы не будем навязывать ему определенные ассоциации, а постараемся передать определенное настроение времени. Я очень рассчитываю на то, что благодаря программе "Параллельные миры" зрители смогут погрузиться в атмосферу прошлого.
Концерт открыла симфоническая поэма "Остров мертвых" - одно из самых мистических произведений Сергея Рахманинова, - написанная под впечатлением от одноименной картины Бёклина. Редко исполняемое произведение исполнил симфонический оркестр "Новая Россия" во главе с дирижером Юрием Башметом. Здесь же, в первой части программы "Параллельные миры" прозвучала и поэзия Серебряного века, дополнением к которой выступила изысканная и идиллическая живопись предреволюционных лет.
Безмятежные дамы в пышных платьях и париках, радуги и фейерверки, поцелуи украдкой в летних парках - живопись самого начала ХХ века не предвещает беды, не замечая, как быстро "Остров любви" (одноименная картина Константина Сомова) превратится в "Остров мертвых" (картина Бёклина, вдохновившая Прокофьева на написание симфонической поэмы).
Промышляя искусством на свете, Услаждая слепые умы, Словно малые глупые дети, Веселимся над пропастью мы
Именно так охарактеризовал с грустной иронией поэт Николай Заболоцкий тот исторический период. Его строки прозвучали в исполнении Константина Хабенского в течение вечера неоднократно.
Следом пронеслись постреволюционные годы. По замыслу авторов в течение вечера слушатели прошли через основные этапы развития русской культуры - от мистицизма и символизма "Острова мертвых", через эстетизм и фольклорность музыки Стравинского и конструктивизм Прокофьева, к авангарду "Завода" Мосолова.
Художественным обрамлением Сюиты N 2 для малого оркестра Игоря Стравинского стали полотна Малевича и Кандинского. Концерт для скрипки с оркестром N 1 Сергея Прокофьева прозвучали под произведения Кустодиева и Коровина. Музыка машин из незавершенного балета "Сталь" Александра Масолова - под индустриально-реалистические полотна Дейнеки и Пименова.
Особое место в насыщенной программе вечера заняло посвящение русской эмиграции, в которой оказалась едва ли не половина авторов, чьи произведения были использованы в музыкально-литературно-художественной композиции. "Русская песня" из оперы "Мавра", которую в этот вечер исполнил Юрий Башмет, солирующий в сопровождении оркестра, стала посвящением русским художникам в изгнании. Визуальным дополнением к виртуозной игре маэстро выступили картины Марка Шагала.
После эмоционального путешествия по истории культуры, которым обернулась насыщенная и многообразная программа вечера, публика долго не отпускала артистов. Юрию Башмету и Константину Хабенскому аплодировали актер Станислав Любшин, актриса Алена Хмельницкая, телеведущая Ирина Слуцкая, телеведущая Дарья Субботина, Наталья Синдеева, Вадим Дымов с супругою Евгенией, Константин Андрикопулос с супругой Ольгой и многие другие.
|