НАСА обвинило Россию в трагедии носителя Antares
НАСА обнародовало итоги собственного расследования трагедии носителя Antares, произошедшей в начале октября 2014 года. Главной ее предпосылкой агентство назвало взрыв ракетного двигателя AJ-26.
Данный аппарат выпускался в СССР как НК-33 для лунной программы, подвергся предпродажной проверке, а еще научно-технической модификации в США. Об этом рассказывается на вебсайте НАСА.
Фирма Orbital ATK после взрыва ракеты Antares организовала собственное расследование появившейся нештатной ситуации. НАСА решило организовать самостоятельную комиссию по выяснению обстоятельств случившегося. Комиссия содержала 12 человек и 31 дополнительного работника, которые с ноября 2014-го по октябрь 2015-го изучали причины случившегося.
Конкретной причиной отказа носителя Antares назван взрыв в ракетном моторе AJ-26. НАСА в собственном докладе назвало 3 вероятные причины взрыва бывшего русского агрегата. Каждая из них либо их совокупность могли привести к трагедии.
1-ая причина сводится к неудовлетворительной надежности сборки турбонасосного аппарата, созданного для подачи жидкого ракетного горючего в двигатель. AJ-26 в Рф (НК-33) и турбонасосный агрегат не подвергались адекватным приемочным проверкам и могли не выдержать нагрузок.
2 основанием называется засорение турбонасосного агрегата чужими частицами (содержащими титан и кремнезем). 3-я версия приписывает причину трагедии повреждению в подшипнике турбонасосного аппарата (отверстию в нем). Всего выводы комиссии НАСА содержат 6 технических итогов и 7 связанных с ними советов.
Фирма Orbital ATK по сей день продолжает расследование обстоятельств трагедии Antares. Выводы комиссии НАСА в целом согласуются с ранее озвученными итогами иных экспертных групп. Агентство намерено продолжить сотрудничество с Orbital ATK. Так, в конце 2015 года к Международной космической станции будет запущен ее корабль Cygnus.
Данный старт, как и последующий, будет совершен при помощи ракет Atlas V компании ULA (United Launch Alliance). В 2016 году закончится регенерация космодрома на острове Уоллопс в штате Вирджиния, потерпевшего в ходе взрыва ракеты Antares. В тот же день фирма Orbital ATK задумывает восстановить старты носителей Antares.
Вместо моторов AJ-26 американская фирма намечает устанавливать отечественные аппараты РД-181. Их изготавливает химкинское предприятие "Энергомаш". Договор между русской и американской сторонами ценой 1 млрд баксов, заключенный в начале января 2015 года, предугадывает поставку в Соединенные Штаты 60 отечественных двигателей РД-181.
Вечером 28 октября 2014 года (в Москве уже наступило 29 октября) ракета Antares спустя несколько секунд после старта взорвалась. Она должна была привезти на орбиту грузовой корабль Cygnus с продовольствием и научным оборудованием, созданным для космонавтов МКС.
На Antares были установлены модифицированные самарские моторы НК-33 (AJ-26 в американской форме), а ее главная конструкция (системы подачи горючего и связанное оборудование) изготовлена на днепропетровском "Южмаше" под контролем КБ "Южное" и ряда иных украинских компаний.
Двигатели НК-33 предназначались для русской лунной программы. К концу 1960-х годов куйбышевским предприятием было произведено несколько 10-ов моторов НК-33. Они остались невостребованными и их выслали на склад. Через 30 лет им нашлось использование, в частности в носителе Antares.
|