Космический глаз следит за нефтяными загрязнениями Балтики
Акватория Балтики испытывает огромную нагрузку, она в сто раз больше загрязнена нефтью, чем Мировой океан в целом
Балтийское море сильно загрязнено нефтью, строятся новые терминалы и газопроводы, курсируют многочисленные суда.
Для получения оперативных сводок о нефтяных загрязнениях юго-восточной части Балтийского моря российские ученые запустили проект комплексного мониторинга ее экологического состояния из космоса.
Акватория Балтики испытывает огромную нагрузку, она в сто раз больше загрязнена нефтью, чем Мировой океан в целом. Только в российских нефтяных терминалах в среднем происходит более 90 аварийных разливов ежегодно. По прошлогодним оценкам Финского института окружающей среды, количество нефтяных пятен в Балтийском море доходит до десяти тысяч в год. За последние годы появилось еще несколько новых нефтяных терминалов, а значит, всё больше кораблей и танкеров бороздят северное море - за день их можно насчитать пару тысяч. Сброс нефти и нефтепродуктов с судов угрожает морским экосистемам. Судоходство, транспортировка и перевалка нефти на терминалах представляют опасность для морской окружающей среды и береговой зоны Балтийского моря.
"С 1993 года в российском секторе юго-восточной Балтики не велись регулярные авиационные наблюдения нефтяных пятен", - рассказывают ученые из Института океанологии РАН. В 2003 году ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть" предложило начать пилотный проект комплексного мониторинга экологического состояния этой части Балтийского моря. Особое значение он приобрел в связи с предстоящим в марте 2004 года началом добычи нефти на месторождении "Кравцовское" (Д-6), расположенном на континентальном шельфе в 23 км от Куршской косы и в 5 км от морской государственной границы с Литвой. В июне 2004 года российские ученые приступили к спутниковому мониторингу юго-восточной Балтики. Они исследуют нефтяные загрязнения на поверхности моря по изображениям спутников ASAR ENVISAT (ESA) и SAR RADARSAT (CSA). Кроме того, анализируют данные о скорости ветра и высоте ветровых волн, чтобы оценить скорость и направление движения нефтяных пятен. Изучают по спутниковым данным поверхностные течения и вычисляют их скорость. "На 170 радиолокационных изображениях ASAR ENVISAT, полученных в июне 2004-го - июне 2005 года, было обнаружено 202 нефтяных пятна. Но ни одного пятна не исходило от нефтяной платформы Д-6, что подтверждает эффективность экологической и промышленной безопасности нефтедобычи на этом месторождении. Основными источниками нефтяных загрязнений являются морские суда - к такому выводу пришли ученые. Они считают, что полученные результаты доказывают эффективность комплексного спутникового мониторинга экологического состояния юго-восточной Балтики, который будет продолжен в последующее годы.
|