Дикие индейцы рождаются математиками
Большинство людей относятся к аборигенам, мягко говоря, пренебрежительно: многие наивно полагают, что коренные жители того или иного континента являются недоразвитыми и далекими от цивилизации. Однако мало кто принимает в расчет, что жизнь тех же американских индейцев даже без помощи внешнего мира вполне способна соответствовать духу времени, а некоторые из их представителей даже становятся главами государств.
На этот раз объектом изучения ученых стало изолированное племя мундуруку - индейский народ общей численностью около 1 тыс. человек, живущий в тропических лесах Амазонки вдоль реки Куруру на территории Бразилии. Группа французских и американских исследователей составила специальные геометрические тесты, чтобы сравнить их математические способности со знаниями школьников из США. Оказалось, что, в отличие от своих соседей - индейцев пираан, эти люди, которым никогда в жизни не рассказывали про треугольники, симметрию и прямые углы, представляют себе геометрию не хуже юных американцев, изучающих этот предмет в школе в течение нескольких лет.
Согласно отчету, опубликованному сегодня в журнале Science, в ходе одного из испытаний исследователи показывали детям и взрослым мундуруку 45 слайдов, каждый из которых включал в себя шесть изображений различных линий и фигур, при этом пять из них представляли собой параллельные линии, симметрию или прямоугольные треугольники. Индейцам, самому младшему из которых было шесть лет, требовалось ответить лишь на один вопрос: какое из этих начертаний является "причудливым или уродливым". В результате было дано 66,8% правильных ответов - намного больше ожидаемых 16,6%, которые имели бы место в случае банального угадывания. При этом ответы детей и взрослых практически не отличались.
По мнению ученых, удивленных полученными результатами, это может свидетельствовать о том, что знание основ математики и геометрии в частности является врожденной умственной способностью человека. "Самопроизвольное понимание геометрических понятий и изображений этим изолированным человеческим сообществом говорит о том, что знания геометрии являются универсальной составляющей человеческого ума", - утверждает Элизабет Спелк, профессор психологии Гарвардского университета в Кембридже (шт. Массачусетс), руководившая исследованием.
|