Спросите любого поклонника Театра И кино: кто ваша любимая актриса? И имя ИнныЧуриковой наверняка окажется в большинстве ответов. Ее обожали, ею восхищались, на спектакли С Ее участием было не достать билетов, А реплики Ее киноперсонажей разлетались на цитаты.
Дебют Чуриковой в кино пришелся на 60-е - уходило время экранных див, стали цениться мастерство И искренность. Небольшой эпизод в " Я шагаю по Москве " С наивной, немного нескладной девушкой, выигравшей в парковом состязании живого петуха, заметили все. Ну А Марфушенька-душенька из " Морозко " стала звездной ролью молодой актрисы. Тут у нее проявилось важное профессиональное качество: Она не хотела нравиться зрителю или влюблять в себя миллионы фанатов. Она мечтала запомниться, развернуться в пространстве образа, играть характерных персонажей.
в Ее жизни было два главных режиссера. Глеб Панфилов сделал Ее абсолютной звездой киноэкрана. С ним Инна Михайловна связала И личную жизнь. Он снял Ее в кинофильме " Начало ". Простая история наивной Паши, которая играет в любительском театре, влюбляется в красавчика Аркадия, вдруг обретала совершенно невероятный подтекст. Панфилов сделал " фильм в кинофильме ", где Чурикова-Паша была И Жанной д " Арк. Актриса-эксцентрик демонстрировала потрясающий драматический талант, запредельный по искренности нерв. Огромные глаза Чуриковой, где отражался то наивный девичий восторг, то одержимая решительность Жанны, забыть было невозможно.
в театре Ее режиссером стал Марк Захаров. Знаменитый " Тиль " по пьесе Григория Горина, где Чурикова сыграла в паре С Караченцовым, был одним из наиболее ярчайших спектаклей столицы России. Их Тиль И Неле словно сошли С картин фламандцев, бледное лицо актрисы казалось абсолютно брейгелевским - настолько точно Захаров попал С нею в образ. Инна Михайловна навсегда стала одним из символов " Ленкома " И одной из главных его звезд.
Она была избирательна в выборе ролей - И главных, И эпизодических. Ей было надо выстроить характер, рисунок, ни разу не повториться. К примеру, на сцене " Ленкома " Она два раза сыграла в " Гамлете " - сперва Офелию в постановке Андрея Тарковского. И Ее героиня была вовсе не наивной девушкой, А истинной дочерью Полония, умного царедворца, которая вполне готова выйти замуж за наследника престола. И ждет момента, когда сядет на датский трон. А спустя много лет Она сыграла Гертруду в спектакле Панфилова. И это была строгая королева, но при этом заботливая И нежная мать, понимавшая обреченность своего сына И не желающая отпускать его на верную смерть.
в кино Она С легкостью могла нырнуть в фарсовый бурлеск " Ширли-мырли " Владимира Меньшова, сыграв гротескную тетку 4-х близнецов, которых раскидало во всем земному шару. И тут Чурикова превращалась в соседку по подъезду, простушку, которая готова И капусточку заквасить, И выпить.
Еще одну яркую роль - в кинофильме " Ребро Адама " - невозможно забыть.
Она могла быть по-монаршьи величественной, не зря зритель так любил Ее театральных королев: И Алиенору Аквитанскую из " Аквитанской львицы ", И Елизавету II из " Аудиенции ", которую Она сыграла уж на сцене Театра Наций. И актриса в сих ролях была предельно органична, статна.
на киноэкране Она исполняла настоящие роли-символы - Как, к примеру, Васса Железнова. А Еще были эпизоды, но они становились артистическими жемчужинами. Как Ее наивная старуха, вступающаяся за контуженого немца в финале " Утомленных солнцем - 2 " Никиты Михалкова. И Еще одна экранная старица в " Иване Денисовиче " Панфилова, по факту символ России - умудренной, истерзанной, но вечной И несгибаемой.
в Ее уход совершенно не верится. Инна Михайловна предпочитала держаться в стороне от любых светских сплетен, сплетен И хроник. Сцена была Ее жизнью.