"На допросах все отрицали". Неизвестный след в деле группы Дятлова
Со дня смерти группыДятлова прошло более 60 лет, Но точку в деле Так и Не поставили. Официальная версия многих Не устраивает, по этой причине выдвигают разные гипотезы, Так же и мистические. О наиболее любопытных - в материале Ласт Ньюс .
под конец января 1959-го группа студентов Уральского политехнического института (УПИ) возглавляемым пятикурсником Игорем Дятловым наметила маршрут на Северный Урал. Цель - взойти на вершины Отортен и Ойка-Чакур. Планировали добраться до конечной точки - деревни Вижай - 12 февраля и из этого места послать телеграмму в институтский спортклуб. Однако вестей Так и Не пришло.
Родственники забили тревогу, и 20 февраля началась поисковая операция. Первых погибших нашли Через несколько дней в полутора километрах от разрезанной палатки в окрестностях горы Холатчахль. Спустя неделю возбудили дело по УК.
Как именно лишились жизни граждане, до нынешнего момента непонятно. По предположению работников следственных органов, первого февраля путешественники остановились на ночлег на слоне Холатчахль. А в ночь на второе по непонятной причине разрезали палатку и побежали вниз К реке.
Размытые выводы, А также закрытие дела Через 3 месяца после трагедии стали причиной множества домыслов.
в 2019-м, чтобы поставить точку, генеральная прокуратура инициировала проверку под руководством замначальника управления по УрФО Андрея Курьякова. Тот сказал, что туристов погубила снежная лавина.
Его слова вызвали большой резонанс. Друзья Дятловцев возражали: эта версия - для отвода глаз. Истинная же причина - техногенная катастрофа. Но были и те, кто придерживался иной точки зрения: участников похода Как-будто бы насильно лишили жизни местные жители из племени манси.
Уполномоченные этого малочисленного народа издревле жили на западных склонах Урала. В большинстве своем ловили и разводили оленей. Исповедовали шаманские культы. Чем же могли путешественники прогневать аборигенов?
Считается, что дятловцы случайно осквернили одно из святилищ, где местные жрецы проводили обряды - камлания. Эту версию, кстати, следствие прорабатывало одной из Первых - тем более, есть довольно весомые аргументы.
Гора Холатчахль имела для местного жителей сакральный смысл. Название переводится с мансийского Как " Гора мертвецов ", и с ним связана легенда.
в незапамятные времена на вершине располагалось капище, посвященное богине гибели Сорни-Най (Золотая Баба). Каждый раз шаманы проводили там ритуал жертвоприношения, убивая ровно по девять живых существ - К примеру, оленей или уток.
Но однажды по неизвестным причинам жрецы пожертвовали богине девять молодых охотников. Дар Так понравилась Сорни-Най, что с тех пор всем жертвам она предпочитала людей.
Дятловцев тоже было девять. В предание, само собой, можно и Не поверить, если бы Его Не подтверждали странные события.
Еще под конец 1920-х у горы лишились жизни девять ученых-геологов. Незадолго до трагедии группыДятлова тут нашли столько же тел бежавших из лагеря Ивдель осужденных. В общей трудности до 1959-го в районе злополучной вершины умерло или пропало без вести 27 человек.
на практике Всегда разбирательство заходило в тупик. Но неизменно заподозрили семьи Анямовых, Куриковых и Бахтияровых - живущих поблизости приезжих из древних шаманских родов. Однако Никаких доказательств их приобщенности Не находили.
Так было и с делом группыДятлова. В марте 1959-го членов этих семей снова вызывали на допрос следователи. Все Как один уверяли: Никаких сакральных мест в районе смерти группы туристов у них нет.
" Наша молебная Гора размещается в верховьях реки Вижай. Но даже там ни летом, ни зимой никто Не живет. Верующие, в большинстве своем старики, ходят туда редко - отдают предпочтение молиться дома. А молодежь и вовсе Не ходит. А где путешественники лишились жизни - там нет Никаких молельных камней ", - утверждал на допросе Григорий Куриков.
Ему вторил и Никита Бахтияров." Никаких причин нападать на русских туристов у манси Не было, - добавлял он.- Всегда в мире жили ".
Правда, определенные соплеменники с опаской сообщали, что у трех родов в реальности есть ритуальная пещера неподалеку от Холатчахль. Но неожиданно на защиту Анямовых, Куриковых и Бахтияровых встали местные русские.
" Не думаю, что они могли убить альпинистов. Я тут живу с 1945-го, и Не было случая, чтобы манси нападали на чужаков. Наоборот, приезжие нередко берут себе в проводники именно аборигенов ", - утверждал руководитель Бурмантовского сельсовета Михаил Мокрушин.
О таком же рассказывал и вижайский лесник Иван Пашин. Бывало, вспоминал он, манси привозили К себе в юрты заблудившихся. К тому же, согласно Его заявлению, оленеводы активно помогали следователям.
Правда, Пашин обмолвился: Анямовы, Куриковы и Бахтияровы следили за дятловцами В течение всего похода." Видимо, какое-то недоверие К чужакам у них было. Но Как только погода испортилась, преследователи ушли ", - уточнял он.
Сегодня определенные специалисты склонны считать, что шаманская версия в какой-то мере согласуется с официальной. Мансийский след в истории с группой Дятлова был, Но погубили туристов Не аборигены, А " духи леса ". Так Северный народ называет могучие силы природы.