Потомки Дарвина произошли не от обезьян
Не первое десятилетие продолжается спор о происхождении человека.
С тех пор, как сер Чарльз Дарвин раскрыл Homo sapiens глаза на то, что их предками были обезьяны, апологеты эволюционной теории вступили в яростное противоборство со сторонниками божественного замысла. В ХХ в. дарвинизм теснил церковь, однако ХХI в. внес в это дискуссию свои коррективы, и креационизм вернул себе свои позиции, хотя и в несколько обновленном виде.
Когда оказалось, что в дарвиновой теории существует множество белых пятен и несоответствий, а некоторые археологические находки и вовсе выбиваются из общей картины, многими учеными овладел скепсис. Спор о том, кто мы есть и откуда пришли в этот мир, разгорелся с новой силой, когда в американских школах на равных правах с теорией эволюции начали преподавать Intelligent design ("теорию разумного начала"). Ее сторонники настаивают, что учение Дарвина не способно объяснить происхождение человека, а потому следует рассмотреть другую точку зрения, согласно которой развитие жизни на Земле происходило по некоему внешнему замыслу.
Пока в США прогрессивные родители воевали со школьными директорами-ретроградами , а богобоязненные, наоборот, учили своих детей креационизму, с подобной проблемой столкнулась и Европа. Сейчас выясняется, что жители Старого Света, более того - соотечественники Дарвина предпочитают считать, что человек появился на Земле не в результате долгих и мучительных эволюционных изменений.
Как показало социологическое исследование, проведенное в Великобритании, большинство граждан Соединенного Королевства сомневаются в истинности теории эволюции, а чуть меньше половины и вовсе полагают, что креационизм необходимо включить в школьный курс биологии. Опрос, проведенный по заказу BBC, дал неожиданные результаты: только 48% из 2 тыс. респондентов на вопрос "что, по вашему, наилучшим образом описывает появление и развитие жизни", ответили "теория эволюции". Более 400 опрощенных (22%) заявили, что уверены в божественном происхождении человека, а 17% отдали свое предпочтение некоему "разумному замыслу". Остальные 13% либо не определились с мнением, либо им абсолютно все равно, кому или чему они обязаны своим существованием.
Что касается школьной программы, островитяне продемонстрировали плюрализм мнений. В том, что изучать теорию Дарвина необходимо в любом случае, уверены 69% респондентов. Зато 44% считают, что креационизм не менее достоин отдельного параграфа в учебнике. И чуть меньше, 41% хотели бы, чтоб их детям преподавали "теорию разумного начала". Свидетельствует ли это о том, что западный мир воспылал любовью к Богу, не известно. Но вот тот факт, что авторитет теории Дарвина стремительно теряет позиции, неоспорим.
|