"Князь Владимир" пошел тропой "Алеши Поповича"
Российские анимационные ленты пойдут тем же путем, что и игровое кино: через несколько лет можно ожидать значительного оживления в этом сегменте
В среду в прокат выйдет анимационный полнометражный фильм "Князь Владимир": семейная лента о становлении христианства на Руси произведена студией "Солнечный Дом" при участии "Первого канала" и продюсерской компании "Контакт". До сих пор отечественные полнометражные мультфильмы были не слишком частым явлением в российском прокате. Но в последнее время эта ситуация начала меняться: ряд студий запускает проекты с бюджетами от 1 до 3 млн долл., которые приносят неплохие кассовые сборы. По мнению участников рынка и экспертов, в течение ближайших двух-трех лет ситуация кардинально изменится и доля отечественной анимации увеличится. Фактически речь идет о том, что наша анимация повторит опыт российских блокбастеров, которые сегодня занимают 30% в структуре проката.
Длительное время отечественная анимация редко радовала зрителей: ленты мультипликаторов получали призы на международных фестивалях, но в российском прокате почти не появлялись. Несколько лет назад было запущено несколько проектов, которые, как оказалось впоследствии, принесли доход, вполне сопоставимый с тем, что получают от игрового кино. Среди них "Карлик Нос" (производство кинокомпании "СТВ" и студии анимационного кино "Мельница"), собравший более 600 тыс. долл., "Незнайка и Баррабасс" (студия "Про-Класс", "Первый канал", "Центр национального фильма") со сборами 480 тыс. долл., "Щелкунчик" ("Аргус Интернейшнл") заработал 690 тыс. долл., а также "Алеша Попович и Тугарин Змей" (мультфильм также выпустили "СТВ" и "Мельница"). Этот проект сейчас числится в лидерах среди анимационных лент: кассовые сборы "Алеши Поповича" превысили 1 млн 700 тыс. долл.
В этом году ожидается еще ряд премьер: после "Князя Владимира", который запускается в прокат сегодня (его бюджет, по разным сведениям, составил от 3 до 5 млн долл.), в середине марта на экранах появится еще одна работа студии "Мельница" - "Добрыня Никитич и Змей Горыныч". Форматы обеих лент выбраны, что называется, прибыльные: эпическая анимационная лента о Владимире Ясно Солнышко и комедийные приключения древнерусских богатырей будут зрителями наверняка востребованы. По данным исследования ROMIR Monitoring, 26% респондентов отмечают недостаток мульфильмов на экранах. Более того, судя по активности в этом сегменте рынка (в частности, в производстве сейчас находятся 17 полнометражных лент и примерно столько же сериалов), можно говорить о том, что в ближайшее время доля отечественных мультфильмов в прокате увеличится.
Об этом заявляют и участники рынка: на их взгляд, анимационные ленты вполне способны повторить тот же путь, что прошли российские блокбастеры, хотя, возможно, и не так быстро. "В мультипликации тенденция наблюдается та же, что и в кино, - прокомментировал ситуацию RBC daily директор студии "Аргус Интернейшнл" Владимир Репин. - Но в большинстве случаев анимационные ленты показываются в линейке детских сеансов, то есть по утрам, и только одному фильму - "Алеша Попович и Тугарин Змей" - удалось эту ситуацию переломить". По мнению генерального директора творческо-продюсерского центра студии "Союзмультфильм" Александра Багина, несмотря на это, ситуация похожая. "Разница в том, что срок реализации мультипликационных проектов больше, - говорит он. - Но при этом окупаемость может оказаться на том же уровне, что и у игровых фильмов". Об этом же свидетельствуют и данные проката: по словам г-на Репина, общий доход от реализации всех прав на фильм "Щелкунчик" за рубежом составил более 10 млн долл., а на территории ближнего зарубежья - около 1 млн 200 тыс. долл.
По словам Владимира Репина, сегодня мультфильмы способны собирать до 5 млн долл. в прокате на территории России и СНГ. Однако многое зависит от рекламных бюджетов. Вполне вероятно, что ситуация будет меняться с приходом крупных "заказчиков", таких как "Первый канал". "Крупные компании интересуют форматные вещи - полнометражные фильмы или сериалы, - говорит он. - Например, у "Щелкунчика" и "Алеши Поповича" были хорошие рейтинги на ТВ. Рейтинговым можно назвать проект "Смешарики", который выпускает студия "Петербург". Но это лишь первые ласточки". Аналогичного мнения придерживается и Александр Багин. "Когда такие компании станут вести проект с самого начала, финансовые показатели изменятся, - сказал он RBC daily. - А пока для многих основным источником финансирования выступает Федеральное агентство по культуре и кинематографии (ФАКК)".
Примечательно, что других источников финансирования, которые бы обеспечивали постоянные инвестиции в анимацию, нет. Коммерческий директор студии "Союзмультфильм" Акоп Киракосян рассказал RBC daily, что для масштабного проекта "Гофманиада", который сейчас делается на студии, ФАКК дало деньги только на пилотный выпуск. На полнометражную версию обещал выделить средства Виктор Вексельберг, но, видимо, его интерес к анимации несколько угас. "Если бы у "Союзмультфильма" было 1,5 млн долл., мы бы выпускали конкурентный продукт, который бы смотрели в кинотеатрах", - резюмирует г-н Киракосян. Другие компании действительно успешно осваивают такие бюджеты и выпускают на рынок качественные мультфильмы. Именно 1,5 млн долл. составляет бюджет "Добрыни Никитича". И, по предварительным подсчетам, его кассовые сборы могут превысить 2 млн долл. В дальнейшем если к производству подключатся крупные телеканалы - "заказчики блокбастеров", этот показатель может значительно возрасти. И если сейчас на год планируется 2-3 ленты, в будущем их число наверняка увеличится. "В течение двух-трех лет мы получим реальный результат", - считает руководитель студии "Мельница" Александр Боярский.
|