Арабский мир не воспринимает демократию по-американски
Госсекретарь США Кондолиза Райс вернулась в Вашингтон после одной из своих самых неудачных поездок по ближневосточным странам - ни одна из поставленных ею задач не была реализована.
Всего задач было три - если исходить из высказываний самой Райс накануне ее отлета в Египет, Саудовскую Аравию и ОАЭ. Первая - убедить арабские страны в необходимости отказа от сотрудничества, в том числе и финансового, с победившим на палестинских парламентских выборах Движением исламского сопротивления (ХАМАС). Вторая - призвать арабов усилить давление на Тегеран. Третья - способствовать демократическим преобразованиям на Ближнем Востоке.
Почему же ничего из этого не получилось?
Поддержка палестинского сопротивления, которое сегодня олицетворяет ХАМАС, всегда являлось для арабских правителей инструментом влияния на собственные народы. Палестинский вопрос помогал отвлекать население от внутренних проблем - безработицы, инфляции, отсутствия свобод и т.д. Он мобилизовывал народ перед лицом общего врага и не давал возможности выступить против своих режимов. Так как же теперь арабские верхи могут предать идею палестинской борьбы - того единственного, что объединяет их с собственной "улицей", и встать на сторону США и Израиля?
Похожие причины предостерегают арабские правящие элиты и от оказания давления на Тегеран, которому сегодня симпатизирует население в странах Ближнего Востока, как борцу с Америкой.
Что касается расширения демократии в регионе, то безусловно, в странах Ближнего Востока есть либеральные силы, которые выступают за реформы. И, казалось бы, они - очевидные союзники Вашингтона. Но получается, что все как раз наоборот. Давайте зададим вопрос: разве сделал Вашингтон в последнее время хоть что-нибудь, способное привлечь на его сторону симпатии арабского общества? Поэтому, например, аентство Рейтер цитирует слова саудовских либералов о том, что "их публичные контакты с произраильской администрацией Джорджа Буша могут стать "поцелуем смерти" для реформаторских сил".
|