Каждый двадцать пятый россиянин не получил заработанные деньги вовремя
В январе задолженность по зарплате в России выросла на 25 процентов и на 1 февраля составила 7 миллиардов 186 миллионов рублей, сообщает Росстат.
Долги бюджетникам возросли еще больше - в 2 раза. И хотя по сравнению с тем, что мы имели год назад, долги вдвое меньше, темпы нынешнего роста не могут не настораживать. В основном рост долгов перед бюджетными работниками произошел за счет региональных бюджетов: за месяц они увеличились сразу втрое. В два раза выросли долги местных бюджетов, а задолженность федерального бюджета увеличилась на 63 процента. В настоящее время зарплатные долги федерального, региональных и местных бюджетов составляют 89, 50 и 278 миллионов рублей соответственно. В масштабах страны это, в общем, немного, но долги эти распределены неравномерно. Более половины задолженности местных бюджетов приходится на Хабаровский край, Кабардино-Балкарскую и Карачаево-Черкесскую республики, Читинскую, Иркутскую и Волгоградскую области.
Долги бизнеса перед работниками выросли за январь куда менее значительно - на 21,8 процента и на 1 февраля составили 6 миллиардов 769 миллионов рублей. Это - 94 процента от общей задолженности по зарплате в стране.
По состоянию на 1 февраля ожидал погашения задолженности по зарплате каждый 25-й работник, всего - 1,1 млн. человек.
Надо сказать, что резкий рост задолженности в начале календарного года - наша обычная, хотя и негативная практика. В прошлом году, например, за январь долги выросли сразу на 20 процентов и составляли, кстати, вдвое большую сумму, чем сегодня, - 14 млрд. 315 млн. рублей. Рост продолжался в течение всего первого квартала, в марте в нескольких регионах даже прошли акции протеста. Но к апрелю ситуацию удалось выправить, и затем до конца года долги медленно, но верно снижались.
Эксперты объясняют такую динамику несколькими причинами: во-первых, традиционно к концу финансового года работодатели "выгребают" все заначки, в том числе отдают по максимуму зарплатные долги. Но зато в новый год многие предприятия входят с дефицитом оборотных средств - отсюда и недоплаты работникам в феврале. Вторая причина - чисто организационная. Например, рост задолженности в нынешнем году в Читинской области региональный комитет по труду и соцразвитию объяснил тем, что организации перешли на единое казначейское исполнение бюджета. Средства, направленные из областной казны муниципалитетам в конце января, получатели смогли начать расходовать только в феврале. Такого рода новшества случаются практически ежегодно (то меняются банковские счета, то схема прохождения средств), но в течение пары месяцев специалисты осваивают новую бухгалтерию, и обычно к концу первого квартала ситуация нормализуется.
В этом году некоторые скептики предрекали также организационную неразбериху с дополнительными выплатами по федеральной программе "Здоровье". Но этого, к счастью, не случилось. Хотя, напомним, в январе "всплыли" сложности, связанные с налогообложением этих дополнительных сумм, и расчеты пришлось в спешном порядке уточнять. Тем не менее жалоб, что кому-то деньги задержали, практически нет.
Однако двукратный рост бюджетных недоплат, как, впрочем, и 25-процентное увеличение долгов в целом, все равно беспокоит социально-экономический блок в правительстве. Так, на вчерашнем совещании у премьера Михаила Фрадкова глава минздравсоцразвития Михаил Зурабов сообщил о том, как менялась картина с долгами в прошлом году, и напомнил, что правительство вместе с работодателями договорились законодательно ужесточить ответственность руководителей, умышленно и систематически задерживающих работникам зарплату. В частности, предлагается увеличение штрафов по уголовному законодательству, а в Кодексе об административных правонарушениях уточнят как штрафные санкции, так и меры по дисквалификации.
|