Станиславского выгнали из МХАТа
Режиссер Анатолий Васильев больше не худрук созданной им "Школы драматического искусства" - такое решение принял Комитет по культуре города Москвы.
Давний конфликт всемирно известного режиссера Анатолия Васильева и Комитета по культуре Москвы превратился в настоящий анекдот. Сегодня комитет по культуре огорошил всех новостью: Анатолий Васильев освобожден от должности художественного руководителя московского театра "Школа драматического искусства".
"Приказом комитета А. Васильев освобожден от должности художественного руководителя (художественного директора) государственного учреждения культуры "Московского театра "Школа драматического искусства" в связи с принятием уполномоченным собственником органом решения о прекращении трудового договора, - пояснил "Интерфаксу" неназываемый представитель комитета. - Производимые изменения в руководстве театра направлены на повышение эффективности управления театром в период его реорганизации в соответствии с распоряжением правительства Москвы от 4 июля 2005 года о реорганизации театра "Школа драматического искусства".
Напомним, что после того как театр Васильева (а "Школу драматического искусства" называют так все - иначе и назвать-то трудно) получил новое здание на Сретенке, в мэрии сочли, что иметь два здания для театра - непозволительная роскошь.
Премьеры у Васильева бывают крайне редко, спектакли тоже ставятся не часто - вот и решили отдать здание на Поварской, где Васильев с учениками и многочисленные студенты его международных семинаров обосновались еще с перестроечных времен, проекту "Открытая сцена".
Председатель Комитета по культуре города Москвы Сергей Худяков в интервью так обосновывал это решение: "Основное помещение театра Васильева на Сретенке - 10 300 кв. м. Это достаточный объем, чтобы организовать там любую творческую работу. Это здание построил город за счет бюджета, в него вложено около миллиарда рублей, там современнейшая техника, красивые дорогие интерьеры. Для сравнения: сейчас будет строиться новое здание театра Петра Фоменко - те же 10 тысяч метров, заканчивается строительство нового здания "Et Cetera" - 8940 метров. При этом правительством Москвы принято решение о том, что старое здание передается в ведение Комитета по культуре, и Александр Александрович Калягин к этому решению отнесся нормально, с пониманием. Еще пример. Новое помещение получил "Театр Луны". Проханов сам внес предложение передать старое здание Молодежному экспериментальному театру "Практика". Театр Cатиры - репертуарный театр, имеющий две сцены, с огромной труппой - 9500 метров. Театр на Таганке - 5300 метров. Это уж не говоря о том, что целый ряд коллективов у нас просто бедствует".
Васильев в ответ заявлял, что оба здания ему необходимы и ничего отдавать он не намерен: "Но здание на Поварской - родовое! Конечно, оба здания де-юре принадлежат Москве, с этим никто не спорит. Но благодаря нам это здание стало частью театральной культуры России, а может быть, и европейской, и в этом смысле оно по факту -собственность театра. И что, так просто можно нам сказать: "Которые тут временные -слазь!". Я разве временщик - "лаборатория-школа-театр" на двух территориях - моя работа". А что до "неэффективной эксплуатации здания", то я вообще не понимаю, что такое "эффективный театр".
Такие разговоры напоминают мне дискуссии о размере презервативов".
В итоге одолел Комитет по культуре. В июле прошлого года Юрий Лужков все-таки подписал злосчастный проект "О реорганизации театра "Школа драматического искусства". Подписал, несмотря на многократные протесты российской и мировой театральной общественности - письма в поддержку Васильева отправляли такие корифеи мирового и отечественного театра, как Лев Додин, Кирилл Лавров, Александр Калягин, лидер японской сцены Тадаси Судзуки, руководитель Союза театров Европы Габор Джамбеки и другие. Примечательно, что подписание распоряжения фактически совпало по времени с вручением режиссеру французского ордена. Посол Франции Жан Кадэ вручил Васильеву орден "Академические пальмы", не иначе как в утешение (до этого Васильев уже получал другой французский орден - "Искусства и словесности").
И вот вновь дуплет. 22 марта было объявлено о планах подготовки к юбилею "Школы драматического искусства" - ей в следующем году исполняется 20 лет. Васильев анонсировал на конец марта новую работу - оперу Даргомыжского "Каменный гость". Еще один проект "Школы драматического искусства" был назначен на конец апреля - новый спектакль художника и режиссера Дмитрия Крымова "Торги", построенный из цитат четырех чеховских пьес - "Чайки", "Дяди Вани", "Трех сестер" и "Вишневого сада".
Обе премьеры предполагалось играть в здании на Поварской, несмотря на то что оно было официально изъято у Васильева и передано в ведение Комитета по культуре города Москвы.
Может быть, именно эта информация и сподвигла оскорбленных непослушанием чиновников на столь радикальный шаг. Не прошло и недели, как Васильев перестал был худруком "Школы драматического искусства".
Что будет дальше с известным своим сложным и непредказуемым характером Васильевым, театром и премьерами - сложно и прогнозировать. Пока что есть лишь официальные строки: "А. Васильеву предложено продолжить творческую деятельность в театре в качестве главного режиссера с сохранением зарплаты на прежнем уровне, а после завершения реорганизации театра - продолжить работу в должности худрука "Школы драматического искусства", которая будет расположена на Сретенке, 19/27".
Как сообщил "Парку культуры" источник в театре, пожелавший сохранить анонимность, Васильев, похоже, перестал быть не только худруком, но и директором "Школы драматического искусства". Сегодня в театре появились представители московской мэрии с документом о назначении главой театра некоего господина Лосева. Васильев бумагу порвал, но его уведомили, что господин Лосев приступит к выполнению обязанностей с завтрашнего дня вне зависимости от реакции мэтра.
|