С российских прилавков исчезнет зарубежный алкоголь
Скоро из магазинов исчезнут ликер Bailey`s, ром Bacardi и другие любимые россиянами заграничные напитки. С завтрашнего дня весь импортируемый в Россию алкоголь должен быть снабжен акцизными марками нового образца.
Но работать по-новому готовы лишь два из 126 поставщиков алкоголя. Учитывая, что и дешевое молдавское вино ожидают большие проблемы на таможне, ассортимент винных отделов существенно сократится.
По данным сети магазинов "Азбука вкуса", в 2005 г. в России было продано импортного алкоголя примерно на 1,6 млрд долларов. Компания "Бизнес Аналитика" оценивает доли импортной продукции в 66,1% рынка вин (включая вермуты и игристые), 38,7% рынка бренди и 5,3% рынка водки. Кроме того, на импортный алкоголь приходится абсолютное большинство продаж в сегменте премиум - виски, дорогие коньяки, ромы, текила.
Участники рынка характеризуют ситуацию одним словом - "безумие", утверждают "Ведомости". Например, у Nemiroff - крупнейшего поставщика водки в Россию - "нет информации, когда начнется выдача новых акцизных марок", говорит PR-директор компании Наталья Коновалова. "Впервые, по сути, полностью останавливается импорт алкоголя", - недоумевает Александр Романов из комитета производителей алкогольной продукции Ассоциации европейского бизнеса (объединяет большинство крупных дистрибуторов).
В нормальном режиме импортеры получают марки за месяц до поставки продукции в магазины. А теперь ввоз алкоголя со старыми марками запрещен с завтрашнего дня, новые марки есть далеко не у всех, а работать с ними могут единицы.
На новые марки производители и дистрибуторы должны наносить специальный штрих-код, содержащий информацию о названии алкогольной продукции, ее виде, градусности, стране происхождения и даже правомерности использования товарного знака. Информация об обороте алкоголя с обновленными марками должна храниться в так называемой Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС).
Чтобы получить акцизную марку, импортер должен отправить в уполномоченный таможенный орган заявку и перевести деньги на специальный счет, открытый ФТС. 1000 марок обходится в 1300 руб. Затем таможенный орган регистрирует заявление и размещает заказ импортера на фабрике Гознака.
После того как марки по заказу импортера изготовлены, он в течение трех месяцев должен предоставить таможенникам справку об отсутствии таможенных задолженностей, а также банковскую гарантию, подтверждающую, что марки будут использованы. Получив марки, импортер должен дождаться еще одного подтверждения от ФТС - с разрешением нанести штрих-код на марку, затем напечатать штрих-код и отправить марку на завод, где она будет приклеена на бутылку.
Из-за нерасторопности чиновников, которые не успели утвердить подзаконные акты, регламентирующие выдачу марок, в январе оказалось полностью парализовано отечественное производство алкоголя. Теперь волна проблем докатилась до импортеров. Постановления и приказы, регламентирующие выдачу марок, уже подписаны, а вот работа ЕГАИС остается под вопросом.
Новые марки, на которые должен наноситься штрих-код, по словам советника гендиректора по связям с общественностью объединения "Гознак" Натальи Никифоровой, уже отпечатаны. Но даже если импортеры получат новые марки к завтрашнему дню, останется проблема подключения к ЕГАИС. Нужно спецоборудование, а его импортеры пока не получили.
В Санкт-Петербургском филиале ФГУП "Атлас", занимавшемся разработкой ЕГАИС, получить комментарии не удалось: и руководитель филиала, и ответственный разработчик находятся в командировке. Но и после отладки ЕГАИС на восстановление поставок с Украины потребуется минимум месяц, а из дальнего зарубежья - 2-3 месяца, говорят участники рынка. Убытки они оценивают в 700 млн долларов - это ущерб от зависшего на границе товара, необходимости забирать из сетей алкоголь со старыми марками и реэкспортировать его и др.
Продавать бутылки со старыми марками закон разрешает до 1 июля. Но торговые сети готовятся к кризису уже сейчас. Обычно магазины держат у себя 2-3-недельный запас алкоголя, рассказывает Александр Бархатов, директор по коммуникациям сети "Перекресток". По его словам, хотя сеть и пытается подготовиться к решению проблемы заранее, "проблемы будут у всех", ведь замены импортному алкоголю нет.
|