Новая корпоративная культура - "стучать" на своих коллег
Крупные российские корпорации начинают вводить практику авторских и анонимных доносов среди сотрудников.
За полезные для компании сведения работника могут поощрять материально. Но, как отмечают специалисты, такие кадровые решения далеко не всегда дают в России желаемый эффект. А зачастую могут быть даже вредными для компании, пишет газета "Новые известия".
Чтобы улучшить контроль за персоналом, а также избежать финансовых рисков, многие компании организуют специальные службы, куда анонимно смогут обращаться сотрудники с любой информацией о работе своего отдела.
Сторонники корпоративных доносов ссылаются прежде всего на опыт западных стран. Практически на всех крупных американских предприятиях существуют так называемые горячие линии. Позвонив по указанному номеру или отправив письмо по нужному адресу, любой сотрудник может анонимно и без какого-либо риска для себя сообщить о том, что его коллега или начальник нарушает корпоративную этику или злоупотребляет полномочиями.
Жаловаться можно абсолютно на все: от взяточничества до неряшливости, от единожды сказанного матерного слова до разглашения финансовой тайны. Все заявления рассмотрят так называемые офицеры по этике. Они, если нужно, проведут собственное расследование, применяя разнообразные приемы: от опроса свидетелей до прослушивания рабочего телефона.
Виновного накажут - увольнением или штрафом. Доносителя, спасшего компанию от финансовых потерь или недобросовестного сотрудника, премируют, если он, конечно, пожелает выйти из тени.
Кроме того, во многих западных корпорациях держат профессиональных наблюдателей. Сотрудников, которые помимо выполнения своих основных обязанностей информируют руководство о делах, творящихся в компании, получая за это доплату.
Западный опыт перенимают и в некоторых отечественных компаниях. Газета "Новые известия" приводит примеры компаний ТНК-BP и "Вымпелком", в которых сотрудники могут сообщить в специальную службу о фактах нарушения корпоративной этики, несправедливых или неправильных решениях руководства. Причем, как говорят в компаниях, по каждому сообщению проводятся расследования. Если выясняется, что обвинения были несправедливыми, то доносителя могут серьезно наказать.
Специалисты объясняют необходимость внедрения таких служб контроля распространением в российских компаниях такого понятия как "корпоративная этика". Правила, принятые в компании, должны выполняться, но, контролировать это привычными административными методами зачастую бывает непросто. Для это и нужна такая система "информации снизу" - "горячие телефоны" или анонимные почтовые ящики.
Естественно, что такая система будет работать эффективно только в том случае, если все жалобы будут тщательно проверяться. Однако в России работа внутренних служб контроля за персоналом затрудняется еще и тем, что зачастую в отношениях с компанией или начальством сотрудники предпочитают объединяться между собой, "прикрывая" друг друга перед контролирующими органами.
В целом же специалисты говорят, что введение систем анонимного доносительства в российских компаниях скорее вредит, чем помогает. Конечно, информаторы могут снабдить руководство полезными сведениями о том, что происходит в коллективе, однако они же могут отбить у сотрудников всякое желание работать.
Выполнять задание, зная, что в спину тебе постоянно глядят глаза "стукачей" непросто. Мотивация от этого снижается. Да и сотрудники, опасаясь совершить малейший недочет, перестанут проявлять инициативу и не будут пытаться подойти к проблемам творчески.
Хотя это очень непросто, вместо того, чтобы поощрять доносительство, лучше создать атмосферу, в которой бы сотрудники по доброй воле старались бы соответствовать корпоративной культуре и работали бы с удовольствием.
|