Ученые бьются над вопросом, почему память любит плохие воспоминания
Известно, что плохие воспоминания - самые прилипчивые.
Часто и в середине жизни человек не может забыть, как он с позором не мог ответить на вопрос учителя или даже как получил от первой любви лопаткой по голове в детском саду.
Несмотря на то, что в зрелые годы, человек, как правило, добивается главных успехов в своей жизни, именно они безжалостно вычеркиваются из памяти. О причинах такого избирательно отношения памяти к нашим воспоминаниям, а также о том, что может заставить время течь медленнее этот материал...
Поэт И. Бродский писал, что бог сохраняет слова прощения и любви, как собственный свой голос. Насчет бога ученые вряд ли могут сказать что-то наверняка, но зато психологи могут поведать о том, что сохраняет память человека, и что более существенно почему.
Известно, что память человека избирательно относится к воспоминаниям. Последние исследования показали, что негативный опыт, который человек переживает в детстве, особенно глубоко отпечатывается в памяти человека. Такие воспоминания сохраняются под грифом "самое важное". То, что происходит с человеком в середине жизни, удостаивается, куда меньшего внимания. По сообщению журнала Stern, если мысли о школьном позоре, будь то испорченный на уроке рисования рисунок или падение с турника, заставляют сердце учащенно биться, а на лбу проступает пот, то, значит, Вы хорошо подготовлены к будущему. По оценке голландского профессора Д. Драаизма из Гронингского Университета (D. Draaisma), техническая задача памяти заключается не в том, чтобы защитить от прошлого, а вооружить человека для будущего. Сам профессор специализируется на исследовании памяти человека, а также на изучении истории психологии.
Память человека работает, как устройство, аккумулирующее и запоминающие все те вещи, которые необходимо избежать в будущем. Вернее, речь идет о том, что человек надеется избежать. Самое печальное заключается в том, что счастливые моменты или чувства в жизни не удостаиваются такого повышенного внимания памяти, потому что по отношению к ним не стоит задача избежать возникновения оных. К таким выводам профессор пришел в ходе написания книги, с красноречивым названием - "Почему с возрастом жизнь быстрее проходит". Считается, что возрастающая с возрастом привязка к детским воспоминаниям окружена слухами. Вряд ли удастся чистым усилием воли вспомнить события, которые происходили в детском саду, но, наверняка, воспоминания и о чувствах, и образные картинки вернутся к человеку наверняка.
Многочисленные исследования показали, что пожилые люди гораздо лучше помнят то, что происходило с ними в детстве и юности, чем события, которые они переживали в 40-50 лет. Хотя, по идее, именно в этом возрасте человек добивается основных успехов в социальном и психологическом плане. Но к 70 годам эта важная фаза жизни просто вычеркивается из памяти. Объяснение профессора гласит, что причина исчезновения воспоминаний в том, что после 25 лет с человеком происходит мало нового и того, что происходит впервые. В памяти происходит наслоение похожих событий, поэтому становится сложнее выбирать из массы глобальных воспоминаний события единственные в своем роде. Поэтому память редактирует, воспоминания, вырезая "лишнее". Единственный выход из создавшегося затруднительного положения погружения в быстро текущий поток времени, не оставляющий в памяти следов, - это собирать новые впечатления, равно, как из мира внутреннего, так и внешнего.
Известно, что существует, так называемый, "парадокс отпуска", когда, согласно субъективному восприятию, время в отпуске пролетает, как один день, а уже позже, когда человек возвращается к воспоминаниям, то перед ним возникает насыщенная яркими событиями ретроспектива
|