Инкубационный период "коровьего бешенства" может продолжаться более 50 лет
Данные, исследователями в результате изучения сходного с "коровьим бешенством" заболевания каннибалов Папуа Новой Гвинеи, говорят о том, что подлинные масштабы распространения "коровьего бешенства" в Европе серьезно недооцениваются.
Изучение сходной с "коровьим бешенством" (болезнью Крейтцфельда-Якобса) болезни куру, распространенной среди каннибалов Папуа Новой Гвинеи, дает британским ученым основания предполагать, что подлинное число зараженных "коровьим бешенством" в Европе многократно превосходит доступные в настоящее время данные.
По мнению исследователей из Университетского колледжа Лондона, инкубационный период "коровьего бешенства" у человека может составлять до 50 лет. 160 больных неизлечимым заболеванием, выявленные на сегодняшний день в Европе, могут оказаться лишь вершиной айсберга - небольшой группой инфицированных, генетически предрасположенных к раннему развитию симптомов болезни.
Болезнь куру, поражающая аборигенов Папуа Новой Гвинеи, практикующих ритуальный каннибализм (поедание тел умерших родственников в знак траура и уважения к покойному), является единственным известным в настоящее время заболеванием, типологически схожим с "коровьим бешенством". В обоих заболеваниях патогенными факторами являются видоизмененные белки - прионы.
Предполагается, что заражение аборигенов куру происходило при поедании трупов покойников. Ритуальный каннибализм был официально запрещен в Папуа Новой Гвинее в 50-е годы прошлого столетия.
В исследовании, опубликованном в журнале Lancet, описываются 11 случаев болезни куру, зафиксированных среди аборигенов между 1997 и 2004 годами. Несмотря на то, что точную дату заражения в большинстве случаев установить не удалось, исследователи полагают, что период, прошедший с момента заражения до появления первых симптомов заболевания, варьировался от 34 до 56 лет.
По мнению ученых, скрытый период пребывания прионов "коровьего бешенства" в организме человека может быть даже более продолжительным, чем в описанных случаях. Дело в том, что инкубационный период заболеваний, передающихся между различными видами млекопитающих, как правило превышает по продолжительности инкубационный период болезней, распространяющихся среди особей одного вида.
"Окончательный масштаб эпидемии болезни Крейтцфельда-Якобса и по сей день точно не установлен, - отмечается во вступительной редакционной статье к публикации в Lancet, - Изучение болезни куру, единственного известного случая крупной эпидемии прионового заболевания, предоставляет нам возможность устранить существующие в настоящее время пробелы в наших знаниях о "коровьем бешенстве".
"В настоящее время необходимо весьма скептически относится к любым утверждениям о том, что пик эпидемии "коровьего бешенства" прошел, и худшие времена остались позади", - отмечается в редакционной статье.
|