Оскорбленные женщины выгнали президента Гарварда в отставку
В полночь в пятницу ушел в отставку Лоуренс Саммерс, 27-й президент Гарварда, самого знаменитого и богатого американского университета, основанного в 1636 году. Саммерс ушел не по своей воле.
Если бы Саммерса не тянуло на чиновную стезю, то он вполне мог бы получить Нобелевскую премию по экономике, как получили ее два его дяди. Но когда ему едва перевалило за 30, он занял ответственную должность во Всемирном банке, а потом - в администрации Билла Клинтона, в которой он дослужился до министра финансов США. Блестящий экономист, Саммерс сделался самым молодым штатным профессором Гарвардского университета, а в 2001 году стал его президентом.
Даже его поклонники не станут отрицать, что Саммерс не идеальный администратор и хромает по части светскости, которая положена президентам американских вузов, чья жизнь проходит в выколачивании пожертвований из богатых выпускников. Будучи несколько лет назад на дипломатическом приеме в Пекине, он уронил куриное крылышко за манжету штанины и так ходил с ним по залу приемов к ужасу своих помощников. Саммерс в те годы любил поесть, и злые языки предположили, что он взял крылышко к себе в номер, дабы подкрепиться перед отходом ко сну.
По своим политическим убеждениям Саммерс - либеральный демократ, но, очевидно, недостаточно левый для профессорско-преподавательского состава самого большого гарвардского факультета - искусств и наук, который обвинил его в дефиците политкорректности и в конце концов вынудил подать в отставку.
Череда прегрешений Саммерса, который склонен называть вещи своими именами, началась с его конфликта со знаменитым профессором афро-американских исследований Корнелем Уэстом. Президент университета упрекнул Уэста в том, что в последние годы тот записал больше дисков с рэп-музыкой, чем написал научных статей. Уэст обвинил Саммерса в расизме и тут же переметнулся в Принстонский университет, где были рады заполучить такого ценного нацкадра.
Гендерных идей Саммерса ведущий университет США не стерпел После 11 сентября Саммерс произнес речь о важности патриотизма, которую многие профессора сочли бестактной, и высоко отозвался о вооруженных силах США. В Гарварде, куда уже несколько десятилетий принципиально не пускают военных, панегирики в их адрес показались совсем неуместными.
Но последней каплей явилось прошлогоднее выступление Саммерса на одной конференции, в котором он высказал совершенно крамольную мысль: президент Гарварда привел данные о сравнительной малочисленности женщин-профессоров в таких областях, как физика, астрономия или математика, и высказал предположение, что их некомплект объясняется не столько дискриминацией, сколько тем, что женщины занимаются детьми и не могут посвятить науке по 80 часов в неделю, как мужчины.
Хуже того, Саммерс также не исключил, что у представителей разных полов просто могут быть разные врожденные способности. Вот этого в приличном обществе говорить было нельзя. Как заявила профессор биологии Масачусетского технологического института Нэнси Хокинс, при этих словах она вылетела из зала, ибо боялась, что иначе потеряет сознание, или ее вырвет.
Разверзлись хляби небесные. Саммерс извинился и взял свои слова обратно, но было поздно. Буря протестов не унималась, и в феврале президент объявил, что уходит в отставку. И вот она произошла.
|