В Италии эксгумированы останки знаменитого певца Средневековья
В Италии эксгумированы останки знаменитого певца-кастрата Фаринелли. Эксгумация прошла на кладбище в Болонье на севере страны, где певец умер в 1782 году и был захоронен в Болонье в рыцарском одеянии.
Фаринелли, настоящее имя которого - Карло Броски, получил европейскую известность в первой половине XVIII века. Он родился в Неаполе в 1705 году, дебютировал в качестве певца в Риме, затем блистал в Вене, Венеции, Неаполе, Милане, Лондоне и Париже.
Карло Броски был кастрирован в детстве своим старшим братом, композитором, боявшимся, что с возрастом тот потеряет свой чудный голос. Его сопрано покорило самого Генделя, а зрители приходили в экстаз от его голоса, называя его "божественным Фаринелли".
Ученые собираются изучить скелет певца, измерить окружность грудной клетки, чтобы выявить физиологические особенности, определившие его великолепный голос. Также изучат череп певца, кости и возьмут пробы для проведения анализа ДНК. Над анализом останков великого певца будут работать ученые из итальянских университетов Болоньи, Пизы и Флоренции, а также из британского Йоркского университета. По словам экспертов, скелет находится в плохом состоянии, работа по извлечению останков была тонкой и сложной, так как певец был похоронен вместе со своей племянницей.
Кастраты - полумужчины, полуангелы - самая большая загадка старинной западноевропейской оперы. Сегодня иногда слово "кастрат" заменяют более нейтральным - сопранист. В Италии начала XVIII века ежегодно подвергались кастрации (по своей воле и по принуждению) порядка пяти тысяч мальчиков предпубертатного возраста, как правило, сироты или из бедных семей. Нищие родители, услышав у своего ребенка хороший, на их взгляд, голос, стремились любой ценой сохранить его и обеспечить своему чаду певческое будущее. Текли реки крови. Большинство детей умирало во время и после операции. Некоторые становились изгоями общества, если голос не развивался.
Кастраты жили необычайно долго (скончался Фаринелли в почтенном для того времени возрасте - в 77 лет) и были крайне высокими. У них вырастала густая шевелюра на макушке, но не было волос на теле и ногах, а походка становилась неуклюжей, словно подпрыгивающей. Главным было то, что у них не утолщались голосовые связки и не "ломался" голос. А в районе грудной клетки грудь выдавалась вперед.
Исторически можно выделить несколько объективных предпосылок рождению феномена кастратов. Основная - запрет на пение женщин в церкви, а затем и в оперных театрах Рима, находящихся под неусыпным контролем папы. Католическая церковь многократно осуждала практику кастрации, но на деле продолжала привлекать таких певцов в капеллы. Эти "тенора" пели в хоре Сикстинской капеллы до 1903 года.
Безупречная вокальная техника, ровный тембр - все это обеспечивало кастратам лидерство на оперных сценах Европы, за исключением Франции - Наполеон не любил оперу.
Как правило, оперная карьера дополнялась хорошо оплачиваемыми должностями в церковных капеллах частными уроками. Многие из знаменитых кастратов были замечательными педагогами, создавшими вокальные школы. Обеспеченность, почет и придворная служба, карьерные успехи и даже политическая деятельность и, как ни странно звучит, победы на любовном фронте. Женщины сходили с ума по кастратам, и, как свидетельствуют дневники того времени, романтическая связь с одним из этих экзотических созданий считалась заманчивым приключением, чему способствовало и то, что сексуальные отношения с ними не могли привести к беременности. У кастратов-гомосексуалистов было еще одно преимущество: они с легкостью могли замаскироваться под женщину - в одного из них влюбился Казанова... Фоном всему этому служит роскошная и циничная эпоха barocco.
Кастраты, оперные баловни, изнеженные существа, расфуфыренные щеголи - дети своего времени. В свое время они были столь же популярны, как сейчас звезды шоу-бизнеса, часто отличались капризным нравом, становились героями громких театральных скандалов и пикантных анекдотов.
Век кастратов уже канул в Лету - последний из них, Алессандро Морески, умер в 1922 году. Его голос сохранился на записи с концерта 1902 года в Риме. Больше свидетельств жестокой итальянской традиции нет, поэтому-то прах Фаринелли и не дает покоя поклонникам "небесных мальчиков". В современных постановках барочных опер при всей моде на аутентизм (историческую достоверность) партии кастратов отдают меццо-сопрано и контратенорам. Но они зачастую "угощают" слушателя искусственным голосом - фальцетом, редко производя чарующее впечатление. И труднейшие оперы Вивальди, Глюка и Генделя оказались вытеснены с театральных афиш.
|