ЮКОС пустят с молотка, неизвестный инвестор готов приобрести компанию и уплатить ее долги
Нефтяную компанию "ЮКОС" обанкротили очень быстро, за 14 минут - примерно по минуте на каждый миллиард ее официальной стоимости. Так же быстро проголосовали за банкротство и кредиторы.
Еще быстрее отреагировали адвокаты ЮКОСа, пообещав опротестовать и результаты голосования, и решение суда.
Решение суда уже коснулось активов ЮКОСа. Арест с них был снят, как и все ограничения на операции с ними. Суд ввел в компании процедуру конкурсного производства сроком на один год. Это означает, что в течение этого времени имущество ЮКОСа будут активно пытаться продать.
Между тем многие банкротством ЮКОСа были недовольны. Адвокаты назвали решение суда смертным приговором компании, а акционеры немало потеряли на ожидании спасителя ЮКОСа, который пока не спешит со спасением привлекательного банкрота.
Недоволен был даже Эдуард Ребгун, которого назначили конкурсным управляющим НК "ЮКОС" (ранее он был временным управляющим). Суд определил ему вознаграждение в объеме 1,8 миллиона рублей, в то время как кредиторы требовали 8,6 миллиона рублей.
По словам Ребгуна, назначенная сумма не покрывает даже выплачиваемую им ежемесячную страховку. Таким образом, энтузиазма при банкротстве компании он испытывать не будет. Ребгун тоже, вслед за ЮКОСом, заявил, что, возможно, обжалует решение арбитража.
Впрочем, основная интрига банкротства заключается в том, что председатель совета директоров ЮКОСа Виктор Геращенко заявил, будто бы компанию намеревается приобрести некий инвестор, готовый заплатить по всем ее долгам. Несмотря на то, что топ-менеджмент ЮКОСа опроверг это заявление, слова Геращенко вселили надежду в сердца трейдеров и любопытство в сердца журналистов.
Первым кандидатом в покупатели ЮКОСа аналитики считают "Сургутнефтегаз". Логика понятна - в середине июня гендиректор "Сургутнефтегаза" Владимир Богданов заявил, что компания намерена потратить свыше 10 миллиардов долларов собственных средств на освоение месторождений в Восточной Сибири.
Вся эта сумма была накоплена "Сургутнефтегазом" самостоятельно, ни один доллар не придется возвращать кредиторам. Пожалуй, в настоящее время "Сургутнефтегаз" является в России единственной структурой, которая может скупить ЮКОС целиком на свободные средства. Добавим, что о таких намерениях "Сургутнефтегаза" известно лишь от анонимного источника "Независимой газеты".
Гораздо больше доверия вызывает заявление исполнительного вице-президента ТНК-BP по переработке и сбыту Энтони Консидайна. Он сообщил журналистам, что его компания не исключает возможности приобретения активов в ЮКОСа в случае продажи их с открытого аукциона.
Мелькают в прессе и предположения о том, что остатки ЮКОСа будут приобретены "Роснефтью". В пользу этой гипотезы говорит известная покупка "Юганскнефтегаза", бывшего основным добывающим предприятием ЮКОСа. С другой стороны, обязательства "Роснефти" столь велики, что вряд ли позволят занять еще 15 миллиардов долларов.
C той же частотой, что и в случае "Роснефти", в качестве потенциального покупателя называется "Газпром", который активно развивает нефтяное направление, однако он ранее интересовался только пакетом акций бывшей "Сибнефти", а не целым ЮКОСом.
В результате всех этих намеков, недомолвок и неожиданных заявлений трейдеры не знали, что и думать, а ценные бумаги ЮКОСа штормило. Вернее, штормить их начало раньше, 20 июля, когда подал в отставку президент компании Стивен Тиди. Затем, после голосования на совете кредиторов, акции подешевели более чем на 35 процентов. Затем все затихло - ММВБ приостановила все сделки с ценными бумагами ЮКОСа в связи с началом процедуры банкротства.
Наконец, Геращенко смог силой своего слова поднять акции, пообещав акционерам инвестора, который спасет компанию. Но и его харизмы оказалось недостаточно, когда московский арбитраж вечером вынес решение о признании ЮКОСа банкротом.
В первые три минуты после открытия ММВБ на следующий день, акции НК "ЮКОС" упали на 26 процентов. Все продавали. К концу торгов, правда, бумаги опустились всего на 16,9 процента. Зато в РТС падение не прекращалось (-27 процентов), хотя число сделок можно было пересчитать по пальцам одной руки.
Конечно, в деле ЮКОСа рано ставить точку. Пока неизвестна судьба обжалования решения о банкротстве, которое адвокаты имеют право подать в течение 30 дней. Также непонятно, кто польстится на активы ЮКОСа и за какую сумму их удастся продать.
Наконец, многие до сих пор ждут так называемого "белого рыцаря", который заплатит по долгам ЮКОСа. А кое-кто ожидает очередных заявлений Геращенко, который после решения о банкротстве компании отказался давать интервью.
Знать бы, сколько актов в этой пьесе.
|