Начались мероприятия, посвященные перезахоронению жены Александра III
Выставка "Эпоха Александра III" открылась в пятницу в петербургском научно-исследовательском музее Российской академии художеств.
Экспозиция приурочена к церемонии перезахоронения праха императрицы Марии Федоровны. Церемония запланирована на конец сентября.
По словам Екатерины Савиновой, хранителя отдела архитектуры музея и автора выставки, Мария Федоровна имела значительное влияние на царя, а в своем завещании просила похоронить ее рядом с мужем, когда представится такая возможность.
Выставка полностью сформирована на основе экспонатов из фонда музея академии художеств. Многие произведения искусства прежде никогда не выставлялись.
"Эпоха Александра III" была задумана несколько лет назад. Часть экспонатов, относящихся к времени Александра III выставлялась три года назад в Париже, в Музее Орсэ. Экспозиция называлась "Русский стиль".
"Технически выставка "Эпоха Александра III" готовилась несколько месяцев, - говорит Екатерина Савинова, - но первым шагом был "Русский стиль", тогда экспонаты появились, к сожалению, только перед зарубежной публикой".
Одно из уникальных произведений искусства, представленных на выставке - проектная модель дачи барона А.Л. Штиглица, созданная в 1852 году по проекту А.А. Штакеншнайдера. Представление о том, как выглядел этот дом, мы можем получить только рассматривая модель, так как сама дача не сохранилась.
Другая модель, которая также выставляется впервые - модель Храма Рождества Христова, который находится на Шипке в Болгарии. Проект архитектора А.О. Томишко. Храм воздвигнут в 90-е годы XIX века в честь освобождения Болгарии русскими войсками от османского ига.
"Эпоха Александра III" охватывает собой период с 1881 по 1894 год. В процессе создания выставки выяснилось, что эта эпоха освещена мало, тогда как личность императора, как заметила Екатерина Савинова, "очень непростая". Таким образом, выставка в музее академии художеств стала первой попыткой осветить это время.
Экспозиция призвана отразить две стороны жизни императора. В залах музея выставлены экспонаты, во-первых, связанные с местами проживания императора, и во-вторых, с его предпочтениями в искусстве. Именно предпочтения Александра Александровича и предопределили стремительное развитие так называемого "русского стиля".
На открытии "Эпохи Александра III" присутствовал Председатель Совета Петербургского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников Владимир Григорьевич Лисовский. Он охарактеризовал выставку как "интересную и необычную", отметил, что она сделана в "академической, интеллигентной манере", назвал коллекцию музея одной из лучших в Европе. Однако Владимир Лисовский посетовал на то, что на выставке не упомянуто одно из крупнейших архитектурных произведений в "русском стиле" эпохи Александра III - Храм Спаса на крови в Петербурге.
Кандидат исторических наук Евгений Владимирович Карпов выступил на открытии выставки с небольшим экскурсом в историю конца XIX века. Он напомнил, что именно Александру III принадлежит идея создания Русского музея, который, в первые годы своего существования, носил его имя. Евгений Карпов назвал выставку "очень своевременной" и призвал собравшихся проводить исторические параллели.
|