Европа поделит водку без России
Популярность водки в Европе растет - все больше молодых людей предпочитают в алкогольных коктейлях водку другим крепким напиткам. Мировой рынок водки оценивается в 12 млрд долларов, и он также растет.
В борьбе за чистоту продукта и первенство в отрасли страны Балтики начали войну с остальной Европой за право на водочный бренд. Вопрос в том, из чего делать напиток, который будет считаться "водкой". Россия в споре не участвует.
Европу водка разделила на два непримиримых лагеря: традиционных производителей - Финляндия, Швеция, Польша, страны Прибалтики и новых производителей - Великобритания, Франция и другие страны, также производящие водку. Главный вопрос - из чего делать этиловый спирт.
По мнению традиционных производителей, водка - это алкогольный напиток на основе спирта, произведенного из пшеницы и картофеля. "Новые" производители полагают, что придираться к тому, из чего делают спирт не стоит, и можно принять более широкое определение: водка - это алкогольный напиток на основе этилового спирта сельскохозяйственного происхождения.
Вопрос в том, можно ли использовать при производстве водки сахарную свеклу, кукурузу, кленовый сироп или цитрусовые. Дело здесь не только во вкусе или качестве - дело в том, что во многих "новых" странах производителях водки спирт традиционно производится не из зерна, и, если будут введено узкое определение водки, то их продукция потеряет право продаваться под успешным водочным брендом. Спор рассматривается на самом высоком европейском уровне.
Как пишет газета "Время новостей", эксперты Европейской комиссии потратили пять лет на исследование этого вопроса и пришли к выводу, что исторически на территории Старого Света водку делали из самой разной сельхозпродукции, а не только из картофеля и зерна. А потому ограничение, предлагаемое северянами, ущемит интересы всех остальных спиртопроизводителей континента и будет способствовать созданию новых монополий.
Но финнов со шведами, как явных зачинщиков водочного переворота, такой подход явно не устроил, и, воспользовавшись тем, что Финляндия с июля 2006 года председательствует в Европейском союзе, представители этой страны вновь заговорили о необходимости закрепить оригинальную рецептуру.
Скандинавы, доказывая свою правоту, ссылаются на ряд прецедентов с другими алкогольными брендами - например, виски. "У шотландского виски весьма строгое определение, это - напиток, который производится только на основе зерна и солода, - говорит депутат Европейского парламента от Финляндии Александер Штубба. - Мы требуем такого же отношения к определению водки". Скандинавы настаивают на том, что такой подход будет более честным по отношению к потребителю. Представители "новых" производителей говорят, что подобная щепетильнось вызвана не заботой о потребителе, а просто желанием избавиться от конкурентов.
Тем не менее, спор продолжается, и похоже, что никто не надеется на скорое решение. Все до сих помнят многолетние битвы за такие бренды, как сыр Фета, пармская ветчина, шампанское или коньяк. Не очень ясно только, почему в споре европейских производителей не участвует Россия, которая вполне могла бы поспорить за право собственности на этот прибыльный бренд. Тем временем, "исторические" право на водку уже застолбили за собой поляки, которые смогли убедить европейцев, что впервые в письменных документах слово wodka упомянуто в 1405 году как название лекарства.
России, по мнению Европейского водочного альянса (организации "новых" производителей), в историческом споре достанется в лучшем случае второе место. Так, в слова "водка" упоминалось в 1533 году новгородских летописях, как название микстуры на травах "водка хлебного вина" - то есть разбавленный спирт. В современном значении впервые слово водка в письменном источнике появилось в декрете о спиртоводочных заводах Императрицы Екатерины I от 8 июня 1751 года.
|