В Москве в музее Пушкина открывается крупная выставка, посвященная Рембрандту
День рождения Рембрандта отмечался два месяца назад, но такова судьба родившихся в летние каникулы - гости к ним, как правило, приходят с началом учебного года, а в данном случае - выставочного сезона.
Тем более что солидная круглая дата голландского гения позволяет весь нынешний 2006 год считать во всем мире "годом Рембрандта".
Сегодня в Москве в Музее изобразительных искусств им. Пушкина открывается самая большая выставка, посвященная Рембрандту. Она продлится ровно два месяца, до 12 ноября. Называется - "Рембрандт, его предшественники и последователи". Выставлено 60 живописных работ из музеев России, США и Франции, 60 офортов и несколько десятков рисунков. Причем из последних лишь те, что раньше считались принадлежавшими великому голландцу, но более тщательная экспертиза привела к тому, что некоторые из них обрели иных авторов. Совершенно точно Рембрандту принадлежат четыре рисунка из представленных на выставке, еще у ряда рисунков его авторство предполагается, остальные приписаны к художникам его круга.
Рембрандт, как известно, был очень трудолюбив и плодовит, но все же не до того огромного числа "рембрандтов", что ныне находятся в музеях и частных коллекциях. Поэтому была проведена более тщательная экспертиза во всех собраниях и выявлено большое число работ, художнику не принадлежащих. Из них несколько картин - первого ряда, как, например, "Давид и Саул" из музея в Гааге, "Воин в золотом шлеме" из Берлинского музея или "Польский всадник" из нью-йоркской галереи. Список этот столь велик из-за педагогических способностей Рембрандта, который мог научить ученика рисовать не хуже, чем сам. А во-вторых, из-за особенностей работы, когда начатую картину он мог отставить к стене на несколько лет, как, например, эрмитажную "Данаю", а мог потом вообще к ней не вернуться. И тогда ее заканчивал после его смерти какой-либо из учеников. Или сам Рембрандт мог пройтись рукой мастера по работе ученика, как сделал с картиной "Явление Аврааму трех ангелов", хранящейся в Эрмитаже и объявленной полвека назад рембрандтовской, а ныне считающейся работой другого художника, отдельные детали которой были проработаны мэтром.
Выставка показывает историю становления Рембрандта как художника. В некоторых картинах, таких, например, как "Изгнание торгующих из храма" из бывшего собрания Генриха Брокара, владельца парфюмерной фабрики, ныне известной как "Красная заря", голландец больше похож еще на своих учителей, чем на себя. Игорь Грабарь считал картину искусной подделкой, но сегодня, как ни странно, в качестве ее несомненного автора называется именно Рембрандт.
Реже атрибуция работ Рембрандта получает обратный ход - то, что выглядело сомнительным, доказывается как несомненный оригинал его кисти. Таким редким исключением является представленный на нынешней выставке в ГМИИ автопортрет великого голландца из музея Гране в Экс-ан-Провансе. Еще полвека назад он считался то ли работой художника круга Рембрандта, то ли вообще подделкой XVIII века. Оказалось, что нет, несомненный подлинник. И сегодня мы можем взглянуть на автопортрет совсем иными глазами, объясняя неряшливую живопись незаконченностью работы.
На выставке много превосходных работ учеников Рембрандта, в том числе Карела Фабрициуса, самого талантливого из них, рано погибшего во время взрыва порохового погреба в Дельфте. Эта картина выявлена как принадлежащая Фабрициусу всего двадцать лет назад. Так что нынешняя экспозиция демонстрирует весьма динамично развивающийся, современный взгляд на великого Рембрандта, нашего современника.
|