"Код да Винчи" заставил масонов выйти в люди
Опыт нынешнего года со всей очевидностью продемонстрировал, что кинематограф, традиционно ориентирующийся на вкусы аудитории, при грамотном использовании рекламных технологий может формировать спрос под уже существующее предложение.
Когда толпы людей по всему миру валом валили в кинозалы, предвкушая крамольное и запретное зрелище, вряд ли чьи-то ожидания оправдались до конца.
"Код да Винчи", который умело состряпал Дэн Браун из обрывков религиозной истории и мистических учений, подавался к столу как деликатес для истинных гурманов, к тому же под аккомпанемент гневной критики церковников и угроз предать анафеме. Что скрывалось под красивой оберткой, уже известно всем. Но именно сейчас, когда гипертрофированно раздутый вокруг фильма скандал утих, оказалось, что и в нынешнем мире есть место тайне.
В мировой культуре много сюжетов, которые достойны лечь в основу популярных нынче "интеллектуальных детективов" с мистическим оттенком, но писатели почему-то упорно эксплуатируют один и тот же материал, выжимая из него все до нитки. Дэн Браун, Брэд Мельцер с его "Книгой судьбы" и их многочисленные и практически неизвестные широкому кругу читателей последователи и подражатели открыли настоящую золотую жилу, из которой можно добыть не один роман, - масонство. Развлекательное чтение настолько прочно освоило это уникальное сообщество, что сами его участники не смогли остаться в стороне.
Современные масоны, хотя и по-прежнему причастны тайному знанию, все же не могут соблюдать все законы Ложи от и до. Вольный каменщик давнего прошлого, скорее всего, окрестил бы нынешнее положение дел среди своих последователей ересью: по понятным причинам масонов с каждым годом становится все меньше, а приток свежих сил с соблюдением всех требований и ритуалов обеспечить невозможно. Поэтому многие Ложи отказались от верности традициям во имя выживания и по своей воле приоткрыли завесу тайны.
Великая Ложа Нью-Йорка для пущей эффективности прибегла к услугам некого пиар-агентства, которое отныне обеспечивает братству постоянный приток любопытных и заинтересованных посетителей. Для удобства штаб-квартира масонов была открыта всем желающим для посещения с экскурсией. Но это всего лишь поверхностное ознакомление с миром могущественного тайного общества. По-настоящему приблизиться к нему непосвященные могут лишь на специальных однодневных семинарах, по итогам каждого из которых Ложа пополняется тремя новыми адептами. Полагаете, древняя церемония превратилась в профанацию? Вовсе нет: к вступлению в братство нужно готовиться долгие месяцы, чтобы накопленные знания позволили новичку стать сначала Учеником, потом вырасти до Подмастерья и, наконец, достичь звания Мастера. Кстати, несмотря на нехватку кадров, представительницам прекрасного пола доступ в Ложу все так же закрыт.
Томас М. Савини, который заведует библиотекой нью-йоркской штаб-квартиры, и глава всех масонов штата Нил И. Бидник утверждают, что по телевидению о них вряд ли удастся услышать хотя бы словечко правды. К примеру, татуировка как отличительный знак принадлежности к ордену - чистой воды вымысел. "У масонов, конечно, могут быть тату, - говорит Савини, - но к Ложе они никакого отношения не имеют". А литера "G", графический символ вольных каменщиков, как бы ни был убедителен Дэн Браун с его расшифровкой "God", на самом деле означает геометрию, одно из семи свободных искусств. Масонство лишено религиозных догм, утверждают члены Великой Ложи, поэтому все представления о нем как о некой особой религии беспочвенны и заслуживают быть лишь уделом беллетристики.
|