Панамский канал - восьмое чудо света и триумф инженерной мысли (фото)
Именно 10 октября 1913 году при строительстве Панамского канала была срыта последняя перемычка Соединились воды Тихого и Атлантического океанов... Панамский канал - одно из самых удивительных достижений человечества, триумф инженерной мысли. За более чем 90 лет здесь не произошло ни одной серьезной аварии. В чем секрет? Вероятно, в продуманной и слаженной работе тысяч панамцев, а в недавнем прошлом и американцев, обслуживавших это "восьмое чудо света"...
Уникальное географическое положение Республики Панама, расположенной на узком перешейке, соединяющем Центральную Америку с Южной и одновременно отделяющем Атлантический океан от Тихого, всегда делало ее оживленным морским торговым перекрестком. Через Панаму из колоний тихоокеанского побережья Южной Америки отправлялось золото и серебро в Испанию.
В 1534 году по заданию испанского короля Карлоса V первооткрыватель Тихого океана кастильский идальго дон Васко Нуньес де Бальбоа произвел первые топографические исследования для постройки канала через Панамский перешеек. Но задуманный проект не был воплощен в жизнь, первые строительные работы начались только через три с лишним столетия...
Первая попытка прорыть Панамский канал была предпринята в 1881 году и закончилась печально, несмотря на то, что за дело взялся сам Фердинанд Лессепс - строитель Суэцкого канала! Трудности оказались непреодолимыми: скальный грунт был тверд и не поддавался, рабочих косили эпидемии желтухи и малярии. Говорят, во время этого неудачного строительства погибло около двадцати тысяч человек. После восьми лет бесплодных усилий Лессепс отказался от этой затеи...
Строительство было возобновлено в 1904 году, теперь канал строили Соединенные Штаты. Американский военный врач Кроуфорд Горгас в два года справился с эпидемиями. Руководил работами Джордж Геталз, полковник армии США...
С каналом связывались мечты о небывалом экономическом расцвете Америки. Считалось также, что он внесет серьезный вклад в дело взаимопонимания между народами. Канал был построен за десять лет, но радость была омрачена: по зловещему стечению обстоятельств открытие его совпало с Первой мировой...
Первое судно по нитке канала прошло 15 августа 1914 года. Официальное открытие канала состоялось лишь 12 июня 1920. Вплоть до 31 декабря 1999 канал контролировался США, после чего был передан правительству Панамы.
Сооружение принесло Панаме немало выгод. Но до сих пор канал является режимным объектом. Вокруг военные базы, полиция и весь канал обнесён колючей проволокой. Есть наблюдательный центр со смотровой вышкой. С вышки виден процесс прохода кораблей через шлюз...
От огромных волнорезов бухты Лимон в Атлантическом океане корабли отправляются к Гатунским шлюзам, где их поднимают на высоту двадцать шесть метров к искусственному озеру Гатун. За озером стоят другие шлюзы. Там суда опускаются сначала на десять, а потом еще на шестнадцать метров - до уровня моря ...
Все шлюзы канала - двухниточные, что обеспечивает возможность одновременного встречного движения судов по каналу. На практике же, обычно обе нитки шлюзов работают на пропуск судов в одном направлении. Размеры шлюзовых камер - 33 х 304 м, минимальная глубина 12,55 м. Каждая камера вмещает 101 тысячу кубометров воды Проводка крупных судов через шлюзы обеспечивается специальными небольшими железнодорожными локомотивами, называемыми мулами - в честь мулов, ранее служивших основной тягловой силой для перемещения барок по рекам...
|