БЕНУА Александр Николаевич(Живописец, график, художник театра, историк искусства, художественный критик)
Комментарии для БЕНУА Александр Николаевич
Биография БЕНУА Александр Николаевич
Родился в Санкт-Петербурге 21 апреля (3 мая) 1870 в семье известного зодчего Н.Л.Бенуа. Учился в петербургской Академии художеств (1887), но основные навыки живописи получил от брата Альберта, акварелиста и архитектора. Блестящий эрудит и общественник, был главным инициатором создания журнала 'Мир искусства' (с 1898), а затем и одноименного кружка художников. Пребывая в романтической оппозиции к современности, вдохновлялся стариной, черпая сюжеты для своих акварелей и гуашей в основном в 18 в. Во время частых поездок во Францию создал большую меланхолично-гротескную акварельную серию Последние прогулки Людовика XIV (1897-1898), утвердившую за ним славу 'певца Версаля'. Тонким поэтическим историзмом отмечены и его образы русской истории и литературы (гуаши для издания Русская история в картинках, 1907-1910; иллюстрации к Пиковой даме, 1899 и 1910, и Медному всаднику, 1903-1922, А.С.Пушкина). См. также БЕНУА.
В 1894 Бенуа впервые выступил как историк искусства, написав главу о русских художниках для немецкого издания Истории живописи 19 века Р.Мутера (1894). Был автором Истории русской живописи в 19 веке (1902), Русской школы живописи (в 10 выпусках, 1904-1906) и Истории живописи всех времен и народов (в 4 томах, 1912-1917; издание не завершено). Основал и редактировал журнал 'Художественные сокровища России' (1901-1903), активно сотрудничал в журналах 'Старые годы', 'Московский еженедельник', газетах 'Слово' и 'Речь' (особенно значительны его Художественные письма в кадетской 'Речи', 1908-1917). Впервые столь масштабно обосновав как историк национальную самобытность и международные связи русского искусства нового времени, Бенуа как критик-публицист выражал тревогу об отсутствии классического 'большого стиля' современности, боролся против вандализма в отношении к памятникам старины.
С 1907 много работал как художник сцены, в первую очередь для М.М.Фокина (Мариинский театр), а также С.П.Дягилева (в 1909-1911 был художественным директором 'Русских сезонов'). В своей сценографии (балет Н.Н.Черепнина Павильон Армиды в Мариинском, 1907; Петрушка И.Ф.Стравинского в парижском театре Шатле, 1911; и др.) продолжил традицию 'живописного театра', придав ей невиданную драматическую остроту. В 1913-1915 - главный художник Московского художественного театра; осуществил несколько постановок вместе с К.С.Станиславским и В.И.Немировичем-Данченко (лучшими из них считаются Маленькие трагедии А.С.Пушкина, 1914-1915).
После Февральской революции 1917 сперва активно вовлекся в реформы культурной жизни и музейную работу (в 1918 возглавил Картинную галерею Эрмитажа, издав ее новый каталог), по-прежнему выступал как художник книги и театра, участвовал в выставках. В 1926, не вернувшись из очередной командировки, обосновался в Париже. Верный историко-романтической стилистике 'Мира искусства', плодотворно сотрудничал с театрами разных стран мира, в том числе с Парижской оперой (1927-1934) и миланским театром 'Ла Скала' (1947-1956); как критик продолжал свои Художественные письма в газете 'Последние новости' (1930-1936). Написал Мои воспоминания (1955), тонко воссоздающие атмосферу русского 'серебряного века'.
Умер Бенуа в Париже 9 февраля 1960.
Комментарии пользователей
|
|
|