БРАНДО (Brando)
Марлон (р. 03. 04. 1924, Омаха, шт. Небраска), американский актер кино и театра, режиссер.
Учился в военной академии в Миннесоте, в 1943 поступил в Нью-Йорке в театральный класс Школы социальных исследований, затем в Актерскую студию. В 1944 дебютировал на Бродвее в пьесе 'Я люблю маму', в 1950 - в кино (в фильме Фр. Циннемана 'Мужчины' (Battle Stripe), где играл парализованного инвалида Второй мировой войны).
Подлинный же успех пришел к
Брандо после экранизации Э. Казаном пьесы Т. Уильямса 'Трамвай 'Желание' (A Streetcar Named Desire, 1951), где, как и на сцене, актер играл Стенли Ковальского. Непосредственная импровизационная манера, откровенная сексуальность, своеобразный, грубоватый юмор, редкие проблески человечности на общем мрачном фоне помогли созданию весьма необычного образа.
В 1952 снялся в другом фильме Казана 'Да здравствует Сапата!' (Viva Zapata!)по сценарию Дж. Стейнбека. Актер сумел показать этого крестьянского вождя мексиканской революции 1910-х годов сотканным из противоречий: убежденным и невежественным, сильным и сомневающимся, скромным и иронично-нагловатым (премия Британской киноакадемии и Каннского кинофестиваля). Роль в фильме 'Дикарь' Ласло Бенедека (The Wild One, 1953) сделала
Брандо голосом поколения молодежного протеста. Эволюцию образа 'молодежного антигероя' он блистательно продолжил в фильме Казана 'В порту' (On The Waterfront, 1954) - премия 'Оскар', заключившем первый этап его творчества. Он стал самым молодым лауреатом премии 'Оскар', а также премии Британской киноакадемии и нью-йоркских кинокритиков.
В 1960-е годы в большинстве своих ролей
Брандо попросту варьировал свои прежние удачи. В разных жанрах он раскрывал одну и ту же тему возрождения через любовь - 'Из породы беглецов' (The Fugitive Kind, 1960), 'Сайонара' (Sayonara, 1957 ) и др. Его единственной значительной работой того времени стала роль шерифа Колдера в фильме 'Погоня' (The Chase, 1965). Второй подлинный взлет творчества
Брандо пережил в начале 1970-х годов, снявшись в фильме Фр. Копполы 'Крестный отец' (The Godfather, 1972, премия 'Оскар'), в котором он опрокинул все привычные представления об образах гангстеров на экране. Его слава еще более укрепилась после фильма 'Последнее танго в Париже' Б. Бертолуччи (Ultimo Tango A Parigi/Dernier Tango А Paris, 1972), где актер весьма тонко сумел передать духовную эволюцию своего героя. Серьезным успехом стал и образ полковника Курца в фильме Копполы 'Апокалипсис сегодня' (Apocalypse Now, 1979).
В 1980-е и 1990-е годы
Брандо появляется на экранах весьма редко в фильмах 'Новичок' (The Freshman, 1990), 'Дон Жуан де Марко' (Don Juan Demarco, 1995 и др.). Живет на Таити. В 1994 опубликовал мемуары 'Песни, которым научила меня мать'.
Страница М.Брандо в "Универсальной энциклопедии" на мегапортале "Кирилл и Мефодий". Биография,фотография.