КВАЗИМОДО Сальваторе (Quasimodo Salvatore)(Итальянский поэт Нобелевская премия по литературе, 1959 г.)
Комментарии для КВАЗИМОДО Сальваторе (Quasimodo Salvatore)
Биография КВАЗИМОДО Сальваторе (Quasimodo Salvatore)
20 августа 1901 г. - 14 июня 1968 г. Итальянский поэт Сальваторе Квазимодо родился в Модике, маленьком городке возле Сиракузы (Сицилия). Его отец, Гаэтано Квазимодо, был начальником железнодорожной станции, поэтому семья часто переезжала из одного сицилийского городка в другой. В 1916 г. Сальваторе и его старший брат поступили в техническое училище в Мессине, где в это время жила семья. Хотя Сальваторе хотел учиться в гимназии, его родители решили дать детям техническое образование, считая это более практичным. В это время юноша увлекается поэзией, начинает читать классическую и современную литературу России и Франции, а также публикует свои первые стихи, вместе с друзьями выпускает газету, просуществовавшую, впрочем, очень недолго. В 1919 г. К. покидает Мессину и поступает в Римский политехнический институт, однако из-за денежных затруднений бросает учебу, получив диплом топографа. В 1920 г. он женится на Биче Донетти и начинает всерьез заниматься литературой, в чем его поддерживает монсеньер Рамполла, сицилийский священник в Риме. Будущий писатель изучает греческий и латынь и, неуверенный в своих литературных способностях, занимается работой, требующей технических знаний. С 1926 г. К. работает в министерстве гражданского строительства, много ездит по стране. Он с открытой неприязнью относится к фашистам, отчего не может заниматься журналистикой, зато начинает всерьез писать стихи. В 1929 г. шурин К., Элио Витторини, ставший впоследствии известным романистом, критиком и переводчиком, ввел его в литературные круги Флоренции, где К. встретился с поэтами Эудженио Монтале и Джузеппе Унгаретти, а также с Алессандро Бонсанти, редактором журнала 'Солярий' ('Solaria'), где были опубликованы несколько стихотворений начинающего поэта. В 1930 г. Бонсанти финансировал издание первого сборника стихотворений К. 'Вода и земля' ('Acque e terr'), где немало стихов посвящены Сицилии, и прежде всего - маленький шедевр 'Ветер над Тиндари' ('Vento a Tindari'). Уже в первом сборнике К. ощущается влияние герметизма, поэтического направления, отличительными свойствами которого, по мнению американского критика Томаса Г. Бергина, являются 'зашифрованная образность, культ слова и строгий, подчас загадочный интеллектуализм'. К поэзии К. применимо понятие 'магия слова', вера в то, что слова автономны, что они несут не только чисто описательную функцию. В течение последующих нескольких лет К. выпустил ряд поэтических сборников: 'Потонувший гобой' ('Oboe sommerso', 1932), 'Аромат эвкалипта и другие стихотворения' ('Odore di eucalyptus e altri versi', 1933), 'Эрато и Аполлион' ('Erato e Apollion', 1936), и 'Стихотворения' ('Poesie', 1938). Реализм 'Воды и земли' сменяется в этих сборниках герметизмом. В 1932 г., через год после Монтале, К. удостаивается Флорентийской премии 'Антико Фатторе', а в 1934 г. переезжает в Милан, где сближается с кружком южноитальянских интеллектуалов, называющих себя 'юными эмигрантами'. В это время К. сходится с Амелией Спечиалетти, и в 1935 г. у них рождается дочь Ориетта. В 1938 г. К. подает прошение об отставке из министерства гражданского строительства и становится ассистентом Чезаре Дзаваттини, редактора нескольких периодических изданий, принадлежащих издательству Мондадори, а в следующем году - редактором еженедельника 'Темпо' ('Il tempo'). В том же году у танцовщицы Марии Кумани от связи с К. рождается сын Алессандро. В эти годы поэт занимается переводами: его книга 'Лирика Греции' ('Lirici greci'), перевод древнегреческой поэзии на современный итальянский язык, вышла в 1940 г. В 1941 г. К. становится профессором итальянской литературы Миланской консерватории имени Джузеппе Верди, а в 1942 г. выпускает сборник избранных и переработанных стихотворений 'И настал вечер' ('Ed e subito sera'). Ужасы второй мировой войны, несчастья, обрушившиеся на землю и народ Италии, глубоко потрясли К. и привели к изменению его поэтического стиля, обратили его поэзию к социальным проблемам. В эти годы поэт участвует в движении Сопротивления и даже непродолжительное время находится в тюрьме Бергамо за антифашистскую деятельность. Тогда же происходит эволюция К. от герметизма к активной творческой позиции, 'переход от поэзии внутреннего мира к поэзии сопричастности', как писал критик С. Маккормик. В 1945 г. К. вступил в итальянскую компартию, однако вскоре вышел из ее рядов, когда от него потребовали сочинять политические стихи. В послевоенные годы поэт пишет эссе, стихотворения, много переводит, выпускает программный для его творческой эволюции сборник стихов 'День за днем' ('Giorno dopo giorno', 1947). После смерти первой жены в 1948 г. К. женится на Марии Кумани; в это время он начинает писать театральные статьи, сначала для 'Омнибуса', а затем для 'Темпо'. В 1956 г. выходит сборник стихотворений К. 'Фальшивая и подлинная зелень' ('Il falso e vero verde'), которому предпослано программное эссе 'Рассуждения о поэзии' ('Discorso sulla poesia'), где утверждается, что в своих стихах поэт обязан выражать свои идеологические взгляды. В конце 1958 г. К. посетил СССР, где из-за болезни задержался до мая следующего года. Несмотря на безусловный авторитет К. в литературных кругах, он не считался самым значительным итальянским поэтом, поэтому сообщение о присуждении ему Нобелевской премии по литературе за 1959 г. было большой неожиданностью. К. был удостоен премии за 'лирическую поэзию, которая с классической живостью выражает трагический опыт нашего времени'. В ответной речи на церемонии награждения К. сказал, что 'поэзия рождается в одиночестве и... из этого одиночества распространяется во всех направлениях... Поэзия, даже лирическая, - это всегда 'речь'. Слушателем может быть кто угодно: сам поэт, его дух, случайный прохожий или тысячи людей'. В 1960 г. К. развелся со своей второй женой. В 60-е гг. он публикует сборник статей 'Поэт и политик и другие эссе' ('Il poeta e il politico e altri saggi', 1960) и последний сборник стихотворений 'Давать и иметь' ('Dare e avere', 1966). К. умер внезапно (от кровоизлияния в мозг) в 1968 г., во время поэтического фестиваля в Амалфи, где он был председателем жюри. Хотя многие современные критики считают К. крупным представителем герметизма, сравнения с Монтале и Унгаретти он не выдерживает. В 1959 г. американский исследователь Глауко Кэмбон отметил, что 'К., бесспорно, принадлежит важное место [среди] современных итальянских поэтов, хотя последние его книги нередко разочаровывают'. В статье, опубликованной в 'Буксэброд' ('Books Abroad') годом позже, критик Франсис Голффинг называет К. 'довольно простым поэтом по сравнению с такими мастерами, как Монтале, Элиот и Йитс'. В то же время английский литературовед К. Баура в 1960 г. писал, что К., 'как никакой другой современный поэт, говорит от имени всей Европы'. К. также широко известен своими критическими статьями и либретто, в особенности же - переводами Шекспира и античных авторов, в т.ч. Гомера, Эсхила, Софокла, Вергилия и Катулла, а также современных европейских и американских поэтов, например Пабло Неруды. Кроме Нобелевской премии, К. в 1953 г. совместно с Диланом Томасом получил поэтическую премию 'Этна-Таормина', а также премию Вьареджио (1958) и почетную степень Оксфордского университета (1967).
Комментарии пользователей
|
|
|