Штраус Рихард(Немецкий композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель.)
Комментарии для Штраус Рихард
Биография Штраус Рихард
1864-1949 С детства обучался игре на фортепьяно и скрипке. Изучал гармонию, контрапункт, инструментовку под руководством Ф. В. Мейера. Первые навыки дирижирования получил в любительском оркестре. Выступал с оркестрами Майнингена, Берлина, руководил оркестрами Государственной оперы в Дрездене и в Вене. С 1924 гастролировал в странах Европы (в России в 1896) и в США, выступал в Байрейтских фестивалях. В 1901-09 председатель Всегерманского музыкального союза, в 1917-20 руководитель класса композиторского мастерства в Берлинской академии искусств.
Ведущий жанр творчества Штрауса в 1880-х гг. -симфоническая поэма или фантазия, с 1900 - опера (всего 6, многие оперы созданы в содружестве с австрийским драматургом X. Гофмансталем). Творчество Штрауса , тесно связанное с традициями романтического искусства (Р. Вагнер, И. Брамс, Ф. Лист), немецкой поэзией и философией (И. В. Гете, И. Эйхендорф, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше), отразило характерные тенденции западно-европейского искусства 1-й половины 20 в. Штраус прошел путь от позднего романтизма к экспрессионизму, а затем - к неоклассицизму. Отталкиваясь от опыта Листа (одночастность, принципы монотематизма, лейтмотивного развития, трансформации тем), Штраус создал тип симфонической поэмы, в которой философская концепционность сочетается с яркой изобразительностью, театральностью музыкальных характеристик. Многие симфонические поэмы и фантазии Штрауса связаны с произведениями мировой литературы ('Макбет' по У. Шекспиру, 'Дон Жуан' по Н.Ленау, 'Дон Кихот' по М. Сервантесу), а также философскими учениями ('Так говорил Заратустра' по Ф. Ницше). Симфоническим поэмам близки симфонии Штрауса , среди которых особенно известны одночастная 'Домашняя' и 'Альпийская', продолжающая линию 6-й 'Пасторальной' симфонии Бетховена и являющаяся по существу программной симфонической поэмой.
Оперное творчество Штрауса отличается жанровым многообразием. Первая опера ('Гунтрам', 1893) написана по образцу вагнеровских музыкальных драм. В 'Саломее' (1905) и 'Электре' (1908) близость к экспрессионизму проявилась в обостренности выразительных средств, передающих состояние напряженности, порой экзальтации (обилие хроматизмов и задержаний, элементы политональности, полиритмические эффекты, мощная и красочная инструментовка, оркестр увеличенного состава).
Стилевой поворот от повышенной экспрессивности и сложности музыкального языка к нарочитой простоте, прозрачности и экономности выразительных средств произошел в опере 'Кавалер розы' (1910), отличающейся ясностью языка, изящной комедийностью в духе опер-буффа В. А. Моцарта. В русле неоклассицизма созданы также оперы 'Ариадна на Наксосе' (1912), 'Молчаливая женщина' (1935), 'Дафна' (1937) и др. Разнообразное по стилю оперное творчество Штрауса оказало влияние на развитие музыкального театра 20 века. Сохранилось большое эпистолярное наследие Штрауса (издана переписка с X. Бюловом, X. Гоф-мансталем, Р. Ролланом, Г. Малером, Э. Шухом, И. Грегором, С. Цвейгом, К. Краусом, В. Шу, Р. Хартманном и др.). Штраусу принадлежит также новая редакция трактата об оркестровке Г. Берлиоза ('Instrumenta-lionslehre', 1905 ).
Комментарии пользователей
|
|
|