ДОБРОВСКИЙ Йосеф(Ученый.)
Комментарии для ДОБРОВСКИЙ Йосеф
Биография ДОБРОВСКИЙ Йосеф
(1753-1829)
После Белогорской битвы (1620) Чехия, побежденная Габсбургами, лишилась независимости. Раздавленная чешская культура (в письменности возобладала латынь как язык католической церкви, а в светской жизни наступила пора германизации), начинает пробуждаться в последних десятилетиях XVIII века. Реформы Марии Терезии и Иосифа II, идеи Локка, Юма, Монтескье, Вольтера, Руссо, Лессинга находят благодатную почву в среде чешской интеллигенции, которая создает Приватное Общество Наук (1774), переименованное затем в Чешское Общество Наук (1784). Пользуясь материальной поддержкой дворянства, оно способствовало не только развитию промышленности и сельского хозяйства, но и исследованиям прошлого чехов, их языка, литературы, культуры, содействуя пробуждению национального самосознания. Отсюда местное название чешских просветителей - 'будители'. Самым видным из них был филолог и историк Йосеф Добровский.
Он родился на венгерских землях близ Раба в онемеченной семье. На чешском стал говорить лишь в гимназические годы благодаря общению с соотечественниками (преподавание велось на немецком). Выбрав наиболее доступный для низших слоев путь по ступеням иерархической лестницы - духовное поприще, он изучает теологию в Праге. После окончания духовной семинарии (1776) он становится домашним учителем в доме графа Ноштица. Его салон, где царили идеи и вкусы 'просвещенного века', был одним из средоточий научной и творческой элиты, в которую сразу же вошел начинающий ученый. Все усиливающаяся тяга к знаниям долго удерживала его от принятия духовного сана (Добровский решится на это в 1786 году). Сторонник реформ Иосифа II (в частности, подчинение церкви и религии государству, преобразование системы управления, законодательства, экономики и финансов в духе просвещенного абсолютизма, ликвидация крепостного права, создание народных школ и др.), Добровский назначается проректором и ректором духовной семинарии (1787-1790). После закрытия этого учебного заведения он возвращается под гостеприимный кров своего мецената, который предоставил ему широкие возможности для научных занятий. Добровский исколесил чешские земли, побывал в Швеции и России (1792-1793), установил обширные контакты с учеными разных стран (одним из его адресатов был знаменитый русский филолог А.Х.Востоков). Переписка с ними, отражая искания и открытия первых славистов, до сих пор представляет интерес (в 1885 году известным ученым И.В.Ягичем были изданы на русском языке 'Письма Добровского и Копитара в повременном порядке').
От исследований Библии Добровский перешел к отечественной истории и филологии. Он собирал и, наделенный острым аналитическим умом, рационалистически - в духе новейших веяний европейской науки - анализировал документы национального прошлого, отделяя факты от легенд и вымыслов. В пору, когда национальный язык был вытеснен из сферы высокой культуры, колоссальное научное и культурно-просветительское значение возымели такие фундаментальные работы Добровского, как 'История чешского языка и литературы' (1792), 'Подробная система обучения чешскому языку' (1809) и двухтомный 'Немецко-чешский словарь' (1802, 1821). Возродить чешский язык, вернуть его в сферу письменной культуры Добровский предлагал на основе эталонов, созданных чешскими гуманистами XVI века. При этом, ратуя за вразумительность, логичность и ясность устной и письменной речи, Добровский не отгораживался от современного живого языка. Эти концепции ученого, равно как и разработанные им принципы просодии (1795) - системы силлабо-тонического стиха, не чуждого природе чешской речи, были восприняты тогдашними литераторами.
Сам Добровский писал на немецком - языке образования, науки и международного общения как в многонациональной Австрии, так и за ее пределами, а также на латыни - со средневековья универсальном язы-ке религии и науки. На немецком издавал он и журналы: 'Чешская литература в 1779 г.', 'Чешская и моравская литература в 1780 г.', 'Литературный сборник Чехии и Моравии' (1786-1787).
Исследования чешского прошлого и настоящего естественно вводили Добровского в более широкий круг проблем, так или иначе охватывающих все славянство. Своими работами в этой области, в частности, такими трудами, как 'Глаголитика' (1807), 'Основы древнеславянского языка' (1822), он одним из первых заложил фундамент мировой славистики. Общеславянская тематика характеризует и его журналы 'Славин' (1806, 1808) и 'Слованка' (1814, 1815). Свидетельство признания заслуг Добровского - введение его в члены многих научных обществ, среди них и Российской академии (1820).
Для пробуждения чешского национального самосознания Добровский сделал особенно много. Своими научными исследованиями он заложил основы не только новой чешской историографии и филологии, но и художественной, культурной и просветительской деятельности. Уже при жизни Добровского появляются чешский театр (1786), кафедра чешского языка в Пражском университете (1791), формируются национальные публицистика и книгоиздательство, возникают литературные общества и развивается писательское творчество на родном языке. С конца XVIII века один из видных чешских 'будителей' А.Я.Пухмайер и его единомышленники выпускают литературные альманахи, воплощая в своем творчестве созданную Добровским концепцию силлабо-тонизма. В начале XIX века филолог и поэт И.Юнгманн вслед за Добровским формирует программу развития современной и самобытной чешской литературы, а славистические исследования Добровского будут продолжены в трудах известнейшего ученого П.И.Шафарика.
Авторитет и слава Добровского были так высоки, что со временем он даже стал литературным героем, как например, в повести А.В.Шмиловского 'В утреннюю пору' (1875), где на основе документов и воспоминаний рассказывается о хождении ученого в народ, о том, как, узнавая и просвещая его, Добровский уверовал в будущее чехов.
Так научная мысль обрела воплощение в общенародном движении, а ученый стал олицетворением национальной идеи.
Комментарии пользователей
|
|
|