Знаменитости Видео знаменитостей Новости Отзывы Рейтинг RSS English
Поиск

Популярные
ВИН (Wien), Вильгельм
Матросов АлександрМатросов Александр
АБРАМОВИЧ Роман АркадьевичАБРАМОВИЧ Роман Аркадьевич
СУРИКОВ Василий Иванович
Савицкая Светлана ЕвгеньевнаСавицкая Светлана Евгеньевна
ещё персоны......
Новости
Конструктор сайтов
Бесплатный хостинг
Бесплатно скачать MP3
Библиотека
Всего персон: 23932





Все персоны
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

ДОБРОВСКИЙ Йосеф

(Ученый.)

Комментарии для ДОБРОВСКИЙ Йосеф
Биография ДОБРОВСКИЙ Йосеф
(1753-1829)

После Белогорской битвы (1620) Чехия, побежденная Габсбургами, лишилась независимости. Раздавленная чешская культура (в письменности возобладала латынь как язык католической церкви, а в светской жизни наступила пора германизации), начинает пробуждаться в последних десятилетиях XVIII века. Реформы Марии Терезии и Иосифа II, идеи Локка, Юма, Монтескье, Вольтера, Руссо, Лессинга находят благодатную почву в среде чешской интеллигенции, которая создает Приватное Общество Наук (1774), переименованное затем в Чешское Общество Наук (1784). Пользуясь материальной поддержкой дворянства, оно способствовало не только развитию промышленности и сельского хозяйства, но и исследованиям прошлого чехов, их языка, литературы, культуры, содействуя пробуждению национального самосознания. Отсюда местное название чешских просветителей - 'будители'. Самым видным из них был филолог и историк Йосеф Добровский.

Он родился на венгерских землях близ Раба в онемеченной семье. На чешском стал говорить лишь в гимназические годы благодаря общению с соотечественниками (преподавание велось на немецком). Выбрав наиболее доступный для низших слоев путь по ступеням иерархической лестницы - духовное поприще, он изучает теологию в Праге. После окончания духовной семинарии (1776) он становится домашним учителем в доме графа Ноштица. Его салон, где царили идеи и вкусы 'просвещенного века', был одним из средоточий научной и творческой элиты, в которую сразу же вошел начинающий ученый. Все усиливающаяся тяга к знаниям долго удерживала его от принятия духовного сана (Добровский решится на это в 1786 году). Сторонник реформ Иосифа II (в частности, подчинение церкви и религии государству, преобразование системы управления, законодательства, экономики и финансов в духе просвещенного абсолютизма, ликвидация крепостного права, создание народных школ и др.), Добровский назначается проректором и ректором духовной семинарии (1787-1790). После закрытия этого учебного заведения он возвращается под гостеприимный кров своего мецената, который предоставил ему широкие возможности для научных занятий. Добровский исколесил чешские земли, побывал в Швеции и России (1792-1793), установил обширные контакты с учеными разных стран (одним из его адресатов был знаменитый русский филолог А.Х.Востоков). Переписка с ними, отражая искания и открытия первых славистов, до сих пор представляет интерес (в 1885 году известным ученым И.В.Ягичем были изданы на русском языке 'Письма Добровского и Копитара в повременном порядке').

От исследований Библии Добровский перешел к отечественной истории и филологии. Он собирал и, наделенный острым аналитическим умом, рационалистически - в духе новейших веяний европейской науки - анализировал документы национального прошлого, отделяя факты от легенд и вымыслов. В пору, когда национальный язык был вытеснен из сферы высокой культуры, колоссальное научное и культурно-просветительское значение возымели такие фундаментальные работы Добровского, как 'История чешского языка и литературы' (1792), 'Подробная система обучения чешскому языку' (1809) и двухтомный 'Немецко-чешский словарь' (1802, 1821). Возродить чешский язык, вернуть его в сферу письменной культуры Добровский предлагал на основе эталонов, созданных чешскими гуманистами XVI века. При этом, ратуя за вразумительность, логичность и ясность устной и письменной речи, Добровский не отгораживался от современного живого языка. Эти концепции ученого, равно как и разработанные им принципы просодии (1795) - системы силлабо-тонического стиха, не чуждого природе чешской речи, были восприняты тогдашними литераторами.

Сам Добровский писал на немецком - языке образования, науки и международного общения как в многонациональной Австрии, так и за ее пределами, а также на латыни - со средневековья универсальном язы-ке религии и науки. На немецком издавал он и журналы: 'Чешская литература в 1779 г.', 'Чешская и моравская литература в 1780 г.', 'Литературный сборник Чехии и Моравии' (1786-1787).

Исследования чешского прошлого и настоящего естественно вводили Добровского в более широкий круг проблем, так или иначе охватывающих все славянство. Своими работами в этой области, в частности, такими трудами, как 'Глаголитика' (1807), 'Основы древнеславянского языка' (1822), он одним из первых заложил фундамент мировой славистики. Общеславянская тематика характеризует и его журналы 'Славин' (1806, 1808) и 'Слованка' (1814, 1815). Свидетельство признания заслуг Добровского - введение его в члены многих научных обществ, среди них и Российской академии (1820).

Для пробуждения чешского национального самосознания Добровский сделал особенно много. Своими научными исследованиями он заложил основы не только новой чешской историографии и филологии, но и художественной, культурной и просветительской деятельности. Уже при жизни Добровского появляются чешский театр (1786), кафедра чешского языка в Пражском университете (1791), формируются национальные публицистика и книгоиздательство, возникают литературные общества и развивается писательское творчество на родном языке. С конца XVIII века один из видных чешских 'будителей' А.Я.Пухмайер и его единомышленники выпускают литературные альманахи, воплощая в своем творчестве созданную Добровским концепцию силлабо-тонизма. В начале XIX века филолог и поэт И.Юнгманн вслед за Добровским формирует программу развития современной и самобытной чешской литературы, а славистические исследования Добровского будут продолжены в трудах известнейшего ученого П.И.Шафарика.

Авторитет и слава Добровского были так высоки, что со временем он даже стал литературным героем, как например, в повести А.В.Шмиловского 'В утреннюю пору' (1875), где на основе документов и воспоминаний рассказывается о хождении ученого в народ, о том, как, узнавая и просвещая его, Добровский уверовал в будущее чехов.

Так научная мысль обрела воплощение в общенародном движении, а ученый стал олицетворением национальной идеи.


Комментарии пользователей
Написать комментарий
Написать комментарий
Ссылки по теме:
КИМХИ Давид
АКИВА Бен Йосеф
Орфелин Захарий Стефанович

Новости по темеДОБРОВСКИЙ Йосеф:
ДОБРОВСКИЙ Йосеф, фото, биография
ДОБРОВСКИЙ Йосеф, фото, биография ДОБРОВСКИЙ Йосеф Ученый., фото, биография
RIN.ru - Российская Информационная Сеть
СМИ

Криминал

Мода

ЗВЕЗДНАЯ ЖИЗНЬ

Политика

Театр

Герои

Государство

Искусство

Музыка

Спорт

Бизнес

Культура

Кино

Медицина

Фотомодели

Исторические личности

Наука

Общество

Люди на монетах

Бизнес

Литература


 

 

 

 
Copyright © RIN 2002 - * Обратная связь