СЕЛИМ III(Турецкий султан в 1789-1807)
Комментарии для СЕЛИМ III
Биография СЕЛИМ III
(1761-1808) Стамбул - один из красивейших городов мира, раскинувшийся на многочисленных холмах. Дворцы, мечети со свинцовыми крышами, над которыми золочеными свечами возносятся тонкие минареты, пестрые дома и яркая зелень - все это заставляло путешественников сравнивать его с роскошным персидским ковром, бахрому которого напоминали бесчисленные мачты стоявших на якоре судов. Южное солнце, голубизна моря и неба довершали картину, делая ее поистине незабываемой.
В резиденции султана, состоявшей из целого комплекса больших и малых дворцов, садов, внутренних двориков и павильонов, царило волнение. В гареме ожидали рождения принца, которому, как предсказывал придворный астролог, звезды сулили вернуть былую славу империи Османов. Султан Мустафа III внимательно отнесся к пророчеству, ведь страна действительно нуждалась в реформах. Созданная мечом огромная держава, куда входили весь Ближний Восток, Северная Африка, Балканы и Причерноморье, считавшая Черное море 'турецким озером', угрожавшая Вене и итальянским городам-государствам, соперничавшая с Речью Посполитой и Россией за влияние в Восточной Европе, переживала, как позднее скажут историки, 'период отступления', те-ряя одну за другой завоеванные территории. Внутри страны также явно назревал кризис, связанный с развалом системы землевладения, управления государством, армии. В ожидании беды османское общество смотрело, однако, не вперед, а назад, призывая к возвращению в 'золотой век' Сулеймана Великолепного (правил в 1520-1566). Любые нововведения казались тогда происками гяуров - неверных, стремившихся подорвать мощь Османов.
Селим с детских лет воспитывался не просто как султанский сын, а как человек, предназначенный для великих дел. Он получил хорошее образование, был умен и начитан. В библиотеке султана, где была собрана ценнейшая коллекция книг и рукописей, юный принц знакомился не только с восточной литературой и философией, но и с политической историей и с описаниями технических достижений Европы. Не обладая ни решительностью, ни самостоятельностью, Селим тем не менее твердо усвоил, что ему предстоит стать выдающимся преобразователем страны.
Селим пришел к власти в полном расцвете сил, 28-ми лет, в трудном для Османской империи и знаменательном для всей мировой истории 1789 году, когда началась Великая французская революция. Она несколько улучшила международное положение турецкого государства, поскольку отвлекла от него силы европейских держав. В шедшей тогда войне с Россией (1787-1791) и Австрией (1788-1791) османы терпели жестокое поражение - они потеряли Хотин, Очаков, Аккерман, Бендеры, Белград. Были разгромлены турецкие армия и флот. Шли переговоры о возможном присоединении к антиосманским силам Франции, которое должен был скрепить династический брак между французским и австрийским королевскими домами. Теперь же, с началом революции, Австрия была вынуждена выйти из вой-ны с турками, исчезла и угроза австро-франко-российского союза. Уз-нав о провозглашении республики во Франции, великий визирь будто бы воскликнул: 'Тем лучше! Республика ведь не женится на австрийской эрцгерцогине'. Вместе с тем, свержение, а затем казнь Людовика XVI, с которым, еще будучи наследником престола, Селим вел переписку, не могли не напугать турецкого султана - на первых порах он придерживался очень осторожной политики в отношении Франции.
Русско-турецкая война завершилась в 1791 году Ясским мирным договором. Поражение было настолько очевидным, что в Европе заговорили о скором крушении Османской империи. В самом государстве на смену отчаянию постепенно приходила уверенность в необходимости перемен.
Селим III предписал сановникам подготовить докладные записки о мерах, которые, по их мнению, могли бы улучшить положение в государстве. При этом он подчеркивал: 'Я хочу, чтобы мне сказали правду, всю правду'. Полученные султаном предложения и легли в основу будущих преобразований. Среди этих документов следует выделить записку Ратиба эфенди, ездившего в 1791 году во главе османского посольства в Вену, где он должен был не только выполнить дипломатические задания, но и ознакомиться с организацией военного дела, государственного управления, банковской системой, таможенной службой и т.п. Ратиб эфенди отмечал, что многие беды Османской империи вызваны ее военным и экономическим отставанием от Европы. Для османского общества, до тех пор наглухо отгороженного от Запада, подобные выводы были неслыханным новшеством. Раньше сходные мысли высказывали лишь некоторые иностранцы, находившиеся на османской службе, а потому воспринимали их недоверчиво и настороженно.
Реформы Селима III получили название 'низами джедит' - новый порядок и означали преобразования в армии, укрепление центральной власти в стране, поощрение мануфактурного производства и реорганизацию образовательной системы.
Прежде всего был сформирован и обучен по европейскому образцу но-вый пехотный корпус численностью 12 тыс. человек. Он был отделен от основной армии, имел свое командование, форму, знаки отличия, казармы, плацы. За занятиями воинов следил сам султан, нередко присутствуя с приближенными на учениях и парадах. Впервые солдаты 'низам-и джедит' удачно проявили себя в бою под Аккой, а затем в Египте во время вторжения туда войск Наполеона Бонапарта.
По-новому создавались также артиллерийские части и военно-морской флот, ведь прежний после чесменской, очаковской и синопской катастроф фактически перестал существовать. И, тем не менее, уже в 1807 году российское посольство сообщало, что турецкий флот 'может быть приравнен к флотам народов, наиболее ревностных в этом отношении'.
Для обеспечения флота и артиллерии всем необходимым, разрабатывались новые угольные копи и медные рудники, создавались заводы, предприятия по изготовлению армейского обмундирования и т.п.
В новых учебных заведениях сотни юношей прошли военную и общеобразовательную подготовку. Росло молодое поколение османского общества, оказавшее в дальнейшем значительное влияние на его развитие. На экзаменах нередко присутствовал сам султан, лично поощрявший тех, кто учился успешно.
Стала работать бездействовавшая почти полвека первая турецкая типография, и была открыта еще одна. На турецкий язык переводились европейские книги, в основном французские, по военному делу и математике.
Но реформы требовали денег, а потому были введены новые налоги: на вино, скот, хлопок, табак. Кроме того, при недобросовестном выполнении своих обязанностей одни сипахи (так называли турецких феодалов, которым давали землю за несение военной службы) лишались пожалованных им земель, а другие освобождались от пребывания в армии, внося в казну определенную сумму от доходов со своего владения. Наступление на их былые права не могло не вызвать раздражения у этой части военно-служилого сословия. Недовольны были и янычары (турецкая регулярная пехота), боявшиеся, что их заменят более современные, профессионально подготовленные войска. Даже некоторых торговцев и стамбульскую чернь задевали попытки султанских властей упорядочить снабжение столицы продовольствием. Но особенно негодовало мусульманское духовенство, крайне предубежденное против всего европейского.
Так что у во многом успешных реформ были свои сильные противники. В турецкой историографии Селима III любят сравнивать с Петром I. Действительно, и турецкий султан и российский царь были живо заинтересованы в проведении своих реформ, которые, однако, различались по глубине и радикальности. Селиму III явно не хватало петровской решительности, а потому и судьба его преобразований сложилась иначе.
Селим не сумел сокрушить могущества аянов - правителей отдельных областей империи, фактически не признававших центральную власть. Больше того, он пошел им на значительные уступки, узаконив в 1790 году официальный статус аянов. Устанавливая союзные отношения с некоторыми из них, султан по сути дела вел себя не как верховный правитель, а как один из участников борьбы сепаратистов. Пришлось Селиму III столкнуться и с нарастающим, особенно на Балканах, освободительным движением нетурецких народов. Положение султана осложнялось и той международной обстановкой, в которой находилась тогда Османская империя. Египетский поход Наполеона, вызвавший войну с Францией (1798-1801), спровоцированная позднее война Турции с Россией, начавшаяся в 1806 году, а затем и с Англией - с 1807 года, - все это требовало от государства огромного напряжения сил и больших средств. В военных действиях участвовали новые войска. В покинутой ими столице султан-реформатор остался один на один со своими противниками. Вот здесь и сказались его недостаточная решительность, а по-рой и трусоватость. Янычарское восстание 1806 года, выступление в следующем году гарнизона босфорских крепостей, поддержанное стамбульской чернью, привели к тому, что султан издал указ о роспуске войск 'ни-зам-и джедит', выдал мятежникам на расправу некоторых своих приближенных, а в конце концов и сам был низложен. И хотя борьба за реформы продолжалась и в 1807, и в 1808 годах, сам Селим III в ней участия уже не принимал. Вскоре после свержения он был убит в результате дворцового заговора.
Реформы Селима III окончились неудачей, но они положили начало целой серии преобразований, проводившихся в Османской империи в XIX веке.
Комментарии пользователей
|
|
|