ТИПУ СУЛТАН(Правитель индийского княжества Майсур)
Фото Галерея ТИПУ СУЛТАН (1)
Комментарии для ТИПУ СУЛТАН
Биография ТИПУ СУЛТАН
(1750-1799) Когда в конце 1782 года англичане узнали о том, что их заклятый враг Хайдар Али, заботами которого княжество Майсур стало главным препятствием британскому господству в Ин-дии, умер, они не испытали облегчения: наследник майсурского престола был не менее опасным и непреклонным противником. В свои 32 года Типу Султан уже успел снискать любовь армии, воинскую славу и почетное прозвище Лев Майсура. Он перенял от отца дипломатический талант и административные способности, был отважен, неукротимо горд и всей душой ненавидел тех, кто, явившись в Индию мирными купцами, теперь хотел здесь хозяйничать. В отличие от Хайдара Али, так и не осилившего азы грамоты, Типу Султан получил хорошее образование и продолжал всю жизнь стремиться к знаниям. Ненависть к колонизаторам не мешала Типу Султану интересоваться научными, техническими и иными достижениями Европы. В огромной библиотеке его дворца было немало европейских книг, включая знаменитую 'Энциклопедию'. Типу Султан вообще был мало похож на тогдашних индийских владык. Энергичный и деятельный, он презирал их за леность, никогда не ездил в паланкине, предпочитая изукрашенным носилкам горячего арабского скакуна или, в торжественных случаях, боевого слона. Став правителем Майсура, Типу Султан продолжал лично руководить боевыми операциями, а во время коротких мирных передышек усиленно занимался государственными делами. Майсурцы часто видели его то на строительстве укреплений столицы, то на государственных мануфактурах, где европейские мастера обучали местных работников изготовлению нового оружия, часов и иных механизмов. Обиженная еще Хайдаром Али знать считала это проявлением низкой, плебейской натуры сына унтер-офицера.
Типу Султан взошел на престол Майсура в разгар второй англо-майсурской войны (1780-1784). Подавив заговор феодалов, попытавшихся свергнуть законного наследника и усадить на трон его слабоумного брата, Типу окружил в крепости Беднур английскую армию, которая вскоре повела переговоры о сдаче. Типу Султан согласился принять почетную капитуляцию и с честью выпустить осажденных из Беднура, но те, считая, что с туземцами церемониться нечего, разграбили казну и сожгли город. Тогда Типу приказал раздеть всех офицеров и солдат, обыскать их (выяснилось, что благородные британцы прятали драгоценные камни и золото в самых немыслимых частях своего тела), а потом в цепях отправить в Майсур. Английские газеты долго кричали о варварстве 'майсурского деспота', и война стала еще более ожесточенной. Типу развивал успех, но ему мешало бездействие французских союзников. А в 1783 году они вообще вероломно подписали с Англией мир. Типу ничего не оставалось как заключить мирный договор с англичанами, но все понимали, что вражда продолжается...
В 1786-1787 годах Типу нанес сокрушительное поражение объединенным силам индийских княжеств: маратхов и Хайдарабада, однако вернул первым некоторые ранее захваченные у них земли. Этим жестом он пытался склонить соперников к совместным действиям против англичан. Типу прекрасно сознавал, что противостоять английским колонизаторам может только единство индийских государств. Он неоднократно обращался с этой целью к их правителям, лихорадочно искал союзников в Непале, Афганистане, Турции и даже в конце жизни отправил миссию в Россию. Но индийские князья боялись сильного Майсура и считали ниже своего достоинства вступать в союз с плебеем. Все тайные письма Типу маратхи и правитель Хайдарабада любезно пересылали англичанам.
В самом Майсуре Типу Султан продолжил и значительно углубил реформы своего отца. Майсурская армия была организована и обучена по-европейски, одета в форму, имела боевой устав. Богатая казна щедро платила жалованье офицерам и солдатам, пенсии - раненым, семьям погибшим и ветеранам, содержала развитую медицинскую службу и даже школы для солдат. Преобразования затронули не только армию: в Майсуре впервые в Индии произошло разделение администрации на военную, гражданскую и судебную; созданные Типу Султаном ведомства (финансовое, военное, морское, коммерческое, строительное, почтовое) напоминали по функциям и структуре российские коллегии времен Петра I. Вообще в реформах Типу султана было немало сходного с петровскими нововведениями: создание регулярной армии, использование европейского опыта в военном деле и технике, активное покровительство торговле и промышленности (государственные мануфактуры, защита купцов, льготы богатым ремесленникам-предпринимателям). Начал строиться военный флот Майсура, европейские офицеры обучали местных моряков.
Сознавая, что 'враждебность Типу к британскому имени и интересам открыто им признана и неотвратима', генерал-губернатор Английской Ост-Индской компании Корнуоллис заключил в июле 1790 года союз с маратхами и Хайдарабадом против Майсура. Его столица Шрирангапаттинам (иногда встречается неправильное, на английский лад название - Серингапатам) подверглась осаде, и, несмотря на героическое сопротивление, Типу был вынужден подписать унизительный договор, по которому он терял половину земель, выплачивал огромную контрибуцию и отдавал заложниками своих малолетних сыновей. Но Лев Майсура не был сломлен. Талантливый администратор, он довольно быстро укрепил ослабленную войной экономику, усилил армию; тысячи крестьян и ремесленников из соседних государств переселялись в Майсур, где им охотно давали землю и работу. Даже англичане признавали, что через несколько лет после тяжелого поражения Майсур опять процветал.
Вновь и вновь обращался Типу Султан ко всем государям Индии с предложением объединиться против колонизаторов, но его призывы оставались гласом вопиющего в пустыне. Надежда на помощь извне воскресла у Типу с победой революции во Франции. Многочисленные уроженцы этой страны, оставшиеся служить в армии и на мануфактурах Типу, даже открыли в Шрирангапаттинаме якобинский клуб под покровительством самого 'гражданина Султана', которому явно была по душе новая Франция. Когда же в 1799 году Типу Султан прямо обратился к Наполеону и отправил посольство на французский остров Маврикий, в Лондоне забили тревогу. Мало того, что в британских газетах и многочисленных книгах майсурский правитель изображался жестоким и кровавым тираном, врагом прогресса, мусульманским фанатиком, он еще и 'открыл у себя якобинский клуб, вступил в сговор с Францией с целью нашего уничтожения!' И хотя французский флот был разбит Нельсоном при Абукире во время египетского похода Наполеона, а с Маврикия Типу получил лишь добрые пожелания, повод к войне с Майсуром был найден. Новый генерал-губернатор Уэлсли теперь не только располагал тремя мощными армиями - собственной, маратхской и хайдарабадской, - но и подкупил несколько крупных майсурских военачальников, обещав им вернуть отнятые Типу Султаном феодальные владения и привилегии. Сторонником англичан стал даже первый министр Майсура Мир Садык, которого Типу некогда арестовал за взятки, но потом простил.
Как признавал сам Уэлсли, рядовые солдаты и младшие командиры майсурской армии дрались с невероятным мужеством, но силы были слишком неравны, к тому же Мир Садык дезорганизовал оборону столицы. На требование капитулировать и выдать всех французов Типу ответил категорическим отказом. После долгой осады столица Майсура была взята штурмом не без помощи предателей, снабдивших англичан схемой укреплений и открывших в нужный момент ворота. Во главе небольшого отряда личной охраны Типу Султан сражался до последнего и был тяжело ранен. Уцелевшие гвардейцы уложили своего государя в паланкин и, пытаясь спасти ему жизнь, были готовы сдаться англичанам. Они умоляли Типу Султана сдаться победителям, уже вовсю хозяйничавшим в крепости, но тот ответил: 'Лучше умереть львом, чем жить сто лет шакалом!' Истекающий кровью Лев Майсура еще успел нанести последний удар саблей английскому мародеру, жаждавшему завладеть драгоценным поясом и оружием раненого, и был тут же добит. Уэлсли долго искал тело майсурского правителя, и лишь тяжело раненый камердинер Типу, единственный, кто вы-жил из его спутников, указал англичанам, где искать поверженного ге-роя. Коснувшись его тела шпагой, Уэлсли сказал свите: 'Теперь Индия наша, господа!'. Богатая и красивая столица Майсура была превращена в развалины и разорена; город так и не смогли потом восстановить. Англичане и их союзники опустошили дворец, не пощадив ни уникальной библиотеки, ни даже женских покоев. Однако они не посмели оскорбить прах Льва Майсура и решили устроить своему заклятому врагу царские похороны. Как вспоминали очевидцы, в тот момент, когда тело его было предано земле и уцелевшие горожане опустились на колени, дабы вознести заупокойную молитву, разразилась страшная, невиданная гроза, из-за которой запылали нетронутые битвой дворцы и дома, взорвался пороховой склад английской армии... Несколько дней англичане грабили и убивали, переписывали доставшиеся им богатства, награждали предателей, но не всех. Главного изменника Мир Садыка они одарить не смогли: его настиг кинжал кого-то из последних защитников крепости. Индийцы чтут память Льва Майсура. В Шрирангапаттинаме, развалины которого до сих пор хранят следы английских ядер, обелиском отмечено место гибели Типу Султана; тысячи паломников посещают мавзолей Гумбаз, где похоронен Хайдар Али и его сын, а каждый год в день смерти Типу над его могилой звучит наубат - гром больших барабанов, которым в армии Типу Султана отмечали победу.
Фото ТИПУ СУЛТАН
Комментарии пользователей
|
|
|