Библиография
(1898-1956)
Родился 10 февраля 1898 в Аугсбурге.
Закончив реальное училище, в 1917-1921 изучал философию и
медицину в Мюнхенском университете. В студенческие годы написал пьесы Ваал (Baal, 1917-1918) и Барабаны в ночи (Trommeln in der Nacht, 1919). Последняя, поставленная Мюнхенским камерным театром 30 сентября 1922, завоевала премию им. Клейста.
Брехт стал
драматургом Камерного театра.
Осенью 1924 переехал в Берлин, получив аналогичное место в Немецком театре у М.Рейнхардта. Примерно в 1926 стал свободным
художником, изучал марксизм. В следующем году вышла первая книга стихов
Брехта, а также короткая версия пьесы Махагони, первая его
работа в сотрудничестве с композитором К.Вайлем. Их Трехгрошовая опера (Die Dreigroschenoper) была с огромным успехом показана 31 августа 1928 в Берлине, а затем по всей Германии. С этого момента вплоть до прихода к власти фашистов
Брехт написал пять мюзиклов, известных как 'учебные пьесы' ('Lehrstcke'), на
музыку Вайля, П.Хиндемита и Х.Эйслера.
28 февраля 1933, на следующий день после поджога рейхстага,
Брехт покинул Германию и поселился в Дании. В 1935 он был лишен немецкого гражданства.
Брехт писал стихи и скетчи для антинацистских движений, в 1938-1941 создал четыре самые крупные свои пьесы - Жизнь Галилея (Leben des Galilei), Мамаша Кураж и ее дети (Mutter Courage und ihre Kinder), Добрый человек из Сезуана (Der gute Mensch von Sezuan) и Господин Пунтила и его слуга Матти (Herr Puntila und sein Knecht Matti). В 1940 нацисты вторглись в Данию, и
Брехт был вынужден уехать в Швецию, а затем в Финляндию; в 1941 он через СССР уехал в США, где написал Кавказский меловой круг (Der kaukasische Kreidekreis, 1941) и еще две пьесы, а также
работал над английской версией Галилея.
Покинув Америку в ноябре 1947,
писатель оказался в Цюрихе, где создал свое главное теоретическое произведение Малый органон (Kleines Organon, 1947) и последнюю завершенную пьесу Дни Коммуны (Die Tage der Commune, 1948-1949). В октябре 1948 он переехал в советский сектор Берлина, и 11 января 1949 там состоялась премьера Мамаши Кураж в его постановке, с женой Еленой Вайгель в заглавной роли. Тогда же они основали собственную труппу, 'Берлинер Ансамбль', для которой
Брехт адаптировал или поставил примерно двенадцать пьес. В марте 1954 коллектив получил статус
государственного театра.
Брехт всегда был спорной фигурой, особенно в расколотой Германии последних лет его жизни. В июне 1953, после беспорядков в Восточном Берлине его упрекали в лояльности режиму, и многие западногерманские театры бойкотировали его пьесы. В 1954
Брехт получил Ленинскую премию.
Умер
Брехт в Восточном Берлине 14 августа 1956.