ТИХОНОВ Вячеслав Васильевич(Актер)
Комментарии для ТИХОНОВ Вячеслав Васильевич
Биография ТИХОНОВ Вячеслав Васильевич
Дата рождения: 08.02.1928
"В детстве я по глупости наколол на руке свое имя "Слава". Тогда все украшали себя именами первых девочек, а у меня девочки не было. Потом никак не мог это дело вытравить. Пришлось двух князей с наколкой играть".
Много лет назад на репетиции спектакля "Медведь" в московском Театре киноактера совсем молодой режиссер запальчиво крикнул совсем молодому артисту: "Я сделаю из тебя Жерара Филиппа!" Режиссера звали Станислав Ростоцкий, а артиста - Вячеслав Тихонов. Так получилось, что Ростоцкий слова не сдержал и Филиппа из Тихонова не сделал. Да и незачем это: Штирлиц значит для нас не меньше, чем Фанфан-Тюльпан для французов.
Вячеслав Тихонов родился 8 февраля 1928 г. в Павловом Посаде, маленьком ткацком городке. Сын механика и воспитательницы детского сада, отнюдь не "голубых кровей", именно он воплотил в нашем кино героя, не только исполненного душевного благородства (Штирлиц, учитель Мельников, хозяин Бима), но и благородного происхождения, "белую кость" (князь Андрей). Античный профиль молодого красавца Тихонова, изящная лепка его лица никак не вязались с пролетарским происхождением артиста, чья докинематографическая биография ничем не отличалась от сотен и тысяч других советских биографий. Детство без отца (ушел на фронт), курево втихаря, набеги на соседские яблоневые сады. Десятый класс он закончил в сорок пятом и объявил родителям, что хочет пойти в артисты. Домашние были категорически против: отец видел его механиком, мать - студентом Тимирязевской академии (с продуктами, мол, получше будет).
Во ВГИК Тихонова не приняли - что называется, "не показался". Однако ему повезло: война хоть и закончилась, но большинство ребят не успело мобилизоваться, курс оказался женским, и для "разводки" пьес Тихонова взяли вольнослушателем на один испытательный семестр. Испытание он выдержал. Их курс стал знаменит после "Молодой гвардии", но Тихонов, сыгравший там маленькую роль Володи Осьмухина, был не слишком заметен. В звезды и кумиры он выбился позже. Известность принес ему Матвей Морозов из "Дело было в Пенькове" (1957). Казалось, только сумасшедший мог предложить актеру с таким лицом роль тракториста, однако Ростоцкий рискнул - и угадал.
Узнав о том, что Сергей Бондарчук собирается ставить "Войну и мир" (1965-67) и приступил к пробам, Тихонов "загорелся" князем Андреем, намекнул об этом Бондарчуку - и получил отказ. Режиссер утвердил Иннокентия Смоктуновского, но того неожиданно позвал Григорий Козинцев на Гамлета и, выбирая между русским князем и принцем датским, Смоктуновский предпочел последнего. После чего Бондарчук решил сделать перестановку и назначил на эту роль Олега Стриженова, который должен был играть Анатоля Курагина. По каким-то причинам отказался от работы и Стриженов - так выяснилось, что актера на роль Болконского нет. Тем временем Тихонов уже снимался в "Оптимистической трагедии" (1963), отснятый материал "высокоидейного" произведения съемочная группа регулярно отправляла с берегов Дона в кабинет министра культуры Екатерины Фурцевой, и однажды она, зная о проблемах Бондарчука, в упор спросила его: "А почему бы вам не попробовать на эту роль Тихонова?" На что Бондарчук возразить не посмел.
Зато от учителя Мельникова в "Доживем до понедельника" (1968) и от хозяина в "Белом Биме..." (1976) актер сам категорически отказывался, и Ростоцкому стоило немало сил убедить друга, что этих героев должен исполнить именно он.
На роль Штирлица в "Семнадцать мгновений весны" (1973), ставшую главной в его судьбе, Татьяна Лиознова пробовала и других артистов - в частности, Арчила Гомиашвили, сыгравшего Остапа в первых "Двенадцати стульях" (1971). Придя на пробу, Тихонов проявил самостоятельность в работе над внешностью своего героя и соорудил себе "гитлеровские" усики - по тогдашней фашистской моде. Когда Лиозновой показали фотографию, режиссер пришла в неописуемый ужас и убедила Тихонова, что сниматься ему следует со "своим" лицом. С ним артист и снялся в фильме, принесшем ему славу, которую как ни назови - гигантской, невероятной, всенародной - будет мало. Он сыграл разведчика-интеллектуала, благородного рыцаря, настоящего мужчину - уверенного в себе, сильного, неуловимого. Сыграл такого героя, что мгновенно "пошел в народ", превратился в персонаж бесчисленного количества анекдотов (и это нисколько не унижало его в зрительских глазах).
Подобный успех если и выпадает, то один раз - он не повторяется. Не повторился он и в судьбе Тихонова. У него были приметные роли - в "Они сражались за Родину" (1975), в "ТАСС уполномочен заявить..." (1984) - но ни в какое сравнение со штандартенфюрером СС это не шло. В восьмидесятые и особенно в девяностые он снимался редко - кажется, чаще на экране появлялась его дочь Аня, тоже актриса (сын Тихонова от первого, распавшегося брака с Нонной Мордюковой умер). В фильме "Милый друг давно забытых лет..." (1996) отец и дочка снимались вместе - ничем другим это кино не примечательно. Последним на сегодня экранным появлением Тихонова, который ведет уединенный, не "тусовочный" образ жизни, стала роль бывшего военного летчика Левки Маргулиса, ныне жителя Израиля, угоняющего вместе со своими боевыми друзьями самолет в "Сочинении ко Дню Победы" (1998). В этом фильме старик Маргулис, герой Тихонова, плачет: можно ли представить себе плачущего Штирлица?
Комментарии пользователей
|
|
|