(23.VI.1880,
Москва - 3.V.1955,
Москва)
Детские годы провел в Смоленске. В 1899 г. окончил Смоленскую мужскую гимназию и поступил в Петербургский Горный институт, который окончил в 1906 г. Вернувшись в Смоленск, Г. стал директором ремесленного училища. Был членом Смоленского общества народных университетов, помогал молодому артиллеристу-офицеру Г.В. Алехновичу (см.)
строить планер. Будучи страстным любителем
музыки, участвовал в организации Смоленского симфонического общества, в общедоступных концертах выступал как дирижер и композитор-любитель. Получил
музыкальное образование: учился в высшем
музыкальном училище Филармонического общества (1912-16 гг.) у профессоров А.И. Корещенко (композиция) и А.Д. Кастальского (контрапункт и фуга). Композиционное наследие невелико: две увертюры для симфоничсеского оркестра, Фортепианный концерт, Струнный квартет, Соната для скрипки с фортепиано, ряд романсов, антиклерикальная опера "Папесса Иоанна". Известность Г. принесли научные открытия в области
музыкальной акустики. Он сформировал теорию многоосновности ладов и созвучий, вывел из
законов акустики ладово-гармоническое строение
музыкальной речи, создал стройное учение о зонной природе
музыкального слуха. В 1919-20 гг. Г.
работал в
Музыкальном отделе Пролеткульта и в
Музыкальном отделе Наркомпроса. В 1921 г. по его инициативе создается
Государственный институт
музыкальной науки (ГИМН). С 1923 г. началась
педагогическая и научно-исследовательская
работа в Московской
государственной консерватории. Здесь им в 1937 г. была организована существующая и по настоящее время
музыкально-акустическая лаборатория. Г. награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями.
Лит.: Яковлев С.М. Смоляне в искусстве. - М., 1968; Советские композиторы и
музыковеды. Справочник. - Т. 1. - М., 1978.