КОЛЛИНЗ Рэндалл(Ученый)
Комментарии для КОЛЛИНЗ Рэндалл
Биография КОЛЛИНЗ Рэндалл
Рэндалл Коллинз (р. 1941 г.) вырос в семье американского дипломата (в связи с этим, в детстве провел несколько лет в Москве), получил престижное образование в Гарвардском университете (1959-63 гг.), где как раз преподавали непосредственные ученики Питирима Сорокина. Большое впечатление на Коллинза произвели лекции Т. Парсонса, особенно, о подходе Макса Вебера к анализу мировых религий, о теории символов и социального членства у Дюркгейма. Здесь же Коллинз изучает философию, знакомится с Куайном, слушает лекции П. Тиллиха. В это время в Гарварде вел сравнительно-исторические исследования аграрных революций классик исторической социологии Баррингтон Мур. В кругу гарвардских психологов внимательно изучались труды Л.С. Выготского, в том числе о культурно-исторической природе человеческой психики, мышлении как интериоризированной речи и т.д. Это влияние достаточно ощутимо чувствуется в трудах Коллинза, в том числе и в книге 'Социология философий'.
Докторскую степень Коллинз получал в Беркли (Калифорния), где учился в 1964-68 гг. В этом университете как раз в середине 1960-х и начале 1970-х гг. происходил бурный расцвет социологической науки. Здесь учителем Коллинза был приехавший из Чикаго Герберт Блумер - один из сильнейших учеников Дж. Мида, фактический создатель теории и школы символического интеракционизма. Большое влияние на Коллинза также оказал работавший в то время в Беркли Ирвинг Гофман, талантливейший микросоциолог, исследователь ритуалов повседневного общения. Коллинз ассистирует крупному теоретику-макросоциологу и специалисту по Веберу Рейнхарду Бендиксу в исследованиях по сравнительной политологии. Там же в Беркли старшим коллегой Коллинза был Артур Стинчкомб - еще один блестящий современный социолог-теоретик, к сожалению, у нас почти неизвестный. После получения докторской степени Коллинз начинает преподавать в Калифорнийском университете Лос-Анжелеса (UCLA), где знакомится с лидером школы этнометодологии Гарольдом Гарфинкелем, занятым в то время разработкой новых методов микросоциологии.
Коллинз получил возможности стажировок в ведущих европейских интеллектуальных центрах, в частности, в Парижской Высшей нормальной школе, в Венском университете, в Лундском Университетете (Швеция), в нескольких немецких академических центрах, в Кембридже. В начале 1970-х гг. Коллинз знакомится с Пьером Бурдье и они вместе с Элвином Гоулднером основывают новый журнал 'Theory and Society'. Триумвират в скором времени распался, но Коллинз с тех пор поддерживает научное общение с Бурдье и развивает свою теорию интеллектуальных сетей и культурного капитала в соотнесении и противопоставлении параллельным разработкам Бурдье. Дальнейшая академическая карьера Коллинза (где главными этапами является работа в Калифорнийском университете в Риверсайде, пригороде Лос-Анжелеса и в Пенсильванском университете в Филадельфии - по настоящее время) отмечена тремя особенностями - необычайной продуктивностью, широчайшим историко-социологическим кругозором и блеском теоретического мышления.
Коллинз представляет собой блестящее подтверждение одного из важнейших его собственных тезисов: творчество мыслителя является результатом его прошлых сетевых взаимодействий. В связях Коллинза наиболее любопытными являются тесные контакты с представителями как микро-, так и макросоциологии, специалистами в абстрактной рафинированной философии, политологами, историческими социологами и психологами. В терминах модели интеллектуальных сетей Коллинз находится всего лишь в двух сетевых шагах (через Куайна) от всех членов Венского кружка, является также 'сетевым внуком' М.Вебера (через Парсонса) и Дж.Мида (через Блумера), прямым учеником Р.Бендикса, Г.Гарфинкеля и И.Гофмана, причем это далеко не перечисление всех связей, а лишь указание на выгодную центральную позицию в пересечении различных сетей. В творчестве Коллинза все соответствующие ингредиенты представлены, причем, не как эклектическая смесь, а как единое стройное здание микро-, мезо- и макросоциальных теорий.
Оставим в стороне сотни статей Коллинза (см. в конце указание на русские переводы в Альманахе 'Время мира') и перечислим лишь его основные книги и учебники: 'Социология конфликта: по направлению к объяснительной науке' (1975), 'Общество дипломов: историческая социология образования и стратификации' (1979), 'Социология с середины века' (1981), 'Веберианская социологическая теория' (1986), 'Теоретическая социология' (1987), 'Социологический инсайт' (1992). Наконец, завершив свой 25-летний труд, Коллинз издает в 1998 г. свой монументальный труд 'Социология философий: глобальная теория интеллектуального изменения', а уже через два года заканчивает новую книгу 'Макроистория: эссе по социологии длительных исторических процессов' (2000). К научным книгам Коллинза нужно прибавить и его детективный холмсианский роман (изданный от имени, как и подобает д-ра Дж.Ватсона) 'Случай с кольцом философов' (1978), где Шерлок Холмс встречается с Бертраном Расселом и другими философами по поводу очередного спасения Западной цивилизации.
Для российского читателя нельзя не отметить такой пункт в творческой биографии социолога как теоретическое предсказание им распада 'Советской империи' (т.е. Варшавского блока с доминирующим СССР - всей территории, которая контролировалась советскими войсками). Это предсказание, выведенное из общей геополитической теории, было сделано и высказано в ведущих американских университетах в 1980 г., и опубликовано в книге 'Веберианская социологическая теория' (1986). Кардинальным отличием его от многих других предсказаний (Л. Троцкого, Э. д'Анкосс, А. Амальрика и др.) является корректная схема дедуктивного вывода из общей теории (полученной из анализа совсем иных случаев - не России!) и начальных условий для Варшавского блока и СССР в 1980 г. В статье 1995 г. Коллинз сделал основательный методологический анализ успеха и ограничений своей работы.
Комментарии пользователей
|
|
|