Андроник III
Палеолог - Византийский император, правивший в 1325-1341 гг. Сын Михаила IX. Род. в 1297 г. + 15 июня 1341 г.
***
По свидетельству Григоры, император
Андроник II так горячо любил своего внука
Андроника и так восхищался им, что всех первородных и непервородных сыновей, дочерей и внуков ставил после него и, если бы представился случай, не затруднился бы променять их всех на него одного. Любил он его так и за его душевные качества, и за его красивую наружность, и, может быть, за одно с ним имя. По всем этим причинам дед воспитывал его по-царски при себе и постоянно, днем и ночью, любовался и восхищался им. Между тем
Андроник, войдя в юношеский возраст, попал под влияние разнузданных молодых людей, неудержимо ищущих удовольствий. Они стали приучать его к прогулкам, театрам и псовой охоте, а потом и к ночным похождениям. Все это требовало больших денег, которых не легко было достать, потому что дед отпускал
Андронику дневное содержание очень умерено. Чтобы иметь возможность кутить и удивлять других роскошью,
Андроник вошел в сношения с генуэзцами, живущими в Га-дате, и много занимал у них. С ранней юности он стал нетерпеливо ожидать, когда же верховная власть наконец окажется в его руках. Не желая быть в детском подчинении у деда-императора и выполнять чужую волю подобно дитяти, он искал царской самостоятельности и довольства, чтобы иметь достаточно для себя и одаривать других. Некоторое время дед не замечал пороков внука) но один случай раскрыл ему глаза.
Андроник имел сильную .страсть к известной гетере и, узнав, что у нее есть еще один любовник, расставил вокруг ее дома стрелков с приказом убить его. Но случилось так, что брат
Андроника, Мануил, разыскивая его, заехал к этой гетере и был по ошибке убит людьми
Андроника. Потрясенный этой смертью короткое время спустя умер и отец
Андроника - император Михаил.
С этого времени отношения между дедом и внуком сделались очень напряженными.
Андроник Старший стал подумывать о том, чтобы сделать наследником другого внука. В 1321 г. он хотел обличить
Андроника Младшего перед патриархом и сенатом, а потом заключить его в темницу, но тот пришел на свидание в сопровождении вооруженных друзей. Император побоялся напасть на него и сделал вид, что примирился с внуком. Однако
Андроник узнал от патриарха, что его собираются схватить, и решился бежать из столицы. Сделав вид, что отправляется на охоту, он прискакал в Адрианополь,где его уже ожидали сообщники - Сиргиан и великий доместик Иоанн Кантакузин с верными войсками. Мятежники провозгласили освобождение всех фракийских городов от налогов. После этого фракийцы тотчас вооружились и встали на сторону молодого
Андроника. Собрав в короткий срок большую армию, он повел ее на Константинополь. Дед, застигнутый врасплох этим выступлением, завел с внуком переговоры. Под влиянием обстоятельств он вынужден был передать ему в управление Фракию и Македонию, а себе оставил столицу и острова. В 1325 г. внук во второй раз подступил к столице и вынудил
Андроника II на другие уступки: старик объявил внука своим соправителем и венчал его на царствие (Григора: 8; 1, 3, 5-6, II, 14). Однако
Андроник Младший видел, что старик еще крепок и бодр, и поэтому через три года решил окончательно лишить его власти. Когда он в третий раз начал поход на столицу, все добровольно переходили на его сторону: и простой народ, и синклит, и даже близкие
Андроника II. Избегая лишних жертв,
Андроник не стал приступать к Фессалонике, а въехал в город в одежде частного человека. Затем, скинув ее, он неожиданно предстал перед горожанами как император. Тотчас сбежался к нему почти весь народ и все отдали ему царскую честь. Затем ему без боя передались Серры. Близ Мавропотама
Андроник победил армию своего деда и подступил к Константинополю. Стража впустила победителя в столицу.
Андроник II был лишен власти, хотя сохранил императорский титул.
В 1329 г.
Андроник отправился в Азию, чтобы начать войну с турецким султаном Орханом, осадившим Никею. В ромейском войске большую часть солдат составляли ремесленники и торговый люд. Император дошел до Филокрина и узнал, что турецкий лагерь находится неподалеку. На следующий день эмир послал к ромейским рядам стрелков и легкую конницу. Они обстреливали императорское войско и легко ускользали от его атак. Измотав таким образом ромеев, Орхан после полудня- атаковал их основными силами. Ромеи отразили их первый натиск, а потом начали постепенно отступать. Тем не менее день не выявил победителя, и с наступлением ночи турки отступили, оставив 300 всадников наблюдать за противником.
Андроник поехал в Филокрины, чтобы врачевать полученную рану. Заметив это, ромеи не разобрали, в чем дело, и ударились бежать. 300 турок захватили брошенный лагерь. Не зная, как поправить дело,
Андроник сам отплыл в Константинополь. Оставленная без помощи Никея пала в 1331 г., а в 1337 г. турки взяли Никомедию (Григора: 9; 1, 4-7, 9, 13). Отвлеченный войнами в Европе
Андроник был уже не в состоянии противостоять им. Воспользовавшись смутами в Болгарии, он захватил приграничные крепости. Болгарский царь Александр выступил против ромеев и встретился с
Андроником возле крепости Русокастра. Император отважно вступил в бой, но воины его не выдержали натиска болгар и бежали в крепость. Здесь они оказались в крайне тяжелом и стеснительном положении. Только благодаря мягкости Александра, предложившего мир, император избежал плена (Григора: 10; 1). Вскоре после этого татары страшно опустошили Фракию и угнали с собой до 500 000 пленных. Но зато успешной для
Андроника была война против Эпира -в 1337 г. Эпир был покорен. Из этого похода
Андроник возвратился тяжело больным и вскоре умер.' По словам Григоры, он имел приятное и располагающее к себе лицо, характер мягкий и добрый. Во всех делах он любил полагаться только на свой смысл и знания. Поэтому был скрытен и неразговорчив. Простой по характеру, он никогда не был озабочен поддержкой своего царского величия и тяготился дворцовым этикетом: не любил приемов, зрелищ и торжественных процессий. Зато обожал охоту и держал огромное количество собак и птиц. Большей частью он обходился без стражи и телохранителей, так как уверен был, что жизнь человеческая находится в руках Божьих (Григора: II; 3,6,9, II).