Ноу-хау в транспорте - электронный кондуктор
Пройдет еще какой-то год-два и в общественном транспорте нас будут обслуживать электронные кондукторы, и проезд "зайцем" станет невозможным.
Первой ласточкой, правда, пока еще в тестовом режиме, стал Харьков, где накануне новогодних праздников в трамвае будущего, оснащенном чудом техники, катались руководители города.
Войти в вагон можно исключительно через переднюю дверь, через остальные - только выйти. В час пик это будет особенно пикантно. Турникеты укреплены на поручнях за дверьми и представляют собой "вертушку" с палками - как на служебных проходах в метро.
Чтобы войти, нужна специальная пластиковая карточка. Вставлять ее никуда не надо - просто приложить на секундочку к небольшому ящику над турникетом, аппарат спишет поездку и покажет на табло, сколько еще на карточке осталось.
Но если лезть через аппарат с большими сумками, рюкзаками, "кравчучкой", коляской или новогодней елкой, да еще и в зимней одежде - это вряд ли сильно облегчит жизнь. Служебного прохода, как в метро, здесь нет. Правда, создатели заверили, что детская коляска через турникет пролазит.
Власти Харькова уверены, что введение новой системы позволит полностью учитывать всех льготников и на основании данных этого учета требовать в Киеве положенную по закону компенсацию их проезда.
Льготники будут получать проездные документы через управления соцзащиты населения. Обычные пассажиры смогут приобретать пополняемые карточки в существующих киосках, а также в торговых точках, которые поставят на остановках общественного транспорта.
"Электронный кондуктор" создаст проблемы безбилетникам. Кроме того, система обеспечит мобильную связь диспетчера с водителями, что позволит оперативно перебрасывать трамваи и троллейбусы с маршрута на маршрут в часы пик, "уводить" их от пробок.
С помощью мобильной связи водитель сможет в случае необходимости вызвать и аварийную службу. И, наконец, благодаря встроенной в ящик системе спутникового позиционирования GPC диспетчер сможет постоянно отслеживать местонахождение каждого трамвая и троллейбуса, что также расширит возможности управления подвижным составом.
В Украине такая технология применяется впервые, а вот, скажем, в Москве и в Баку пассажиры уже ощутили на себе все прелести прохода через турникеты, пишет "Газета по-киевски". Однако неудобство посадки - не единственная проблема. Погрузка через одну дверь со всей процедурой прохождения контроля будет увеличивать простой трамваев и троллейбусов на остановках. Карточки надо покупать заранее, что неудобно для пассажиров, пользующихся электротранспортом нерегулярно.
Дополнительные неудобства и медлительность отпугнут способных заплатить за проезд пассажиров от электротранспорта. Естественно, в час пик водитель не сможет проконтролировать, что творится около второй и третьей двери. Говорят, без этого особо желающим проехать "зайцем" турникет - не помеха.
|