Британский историк: Лоуренс Аравийский был тайным сионистом
Английский офицер Томас Эдвард Лоуренс, более известный как Лоуренс Аравийский, поднявший саудовских арабов на восстание против Османской империи, в действительности мечтал о еврейском государстве.
Как считает британский историк Мартин Гилберт, этот поборник независимости арабов на самом деле относился к ним "с некоторым презрением".
Таково мнение британского историка Мартина Гилберта, который опубликовал в газете The Jerusalem Post некоторые фрагменты своей книги "Черчилль и евреи", ожидаемой на прилавках книжных магазинов в ближайшее время. Лоуренс, по словам Гилберта, верил в то, что лишь еврейское государство может помочь арабам "сделать что-то для самих себя", пишет итальянская La Repubblica. По мнению историка, Лоуренс, постоянно носивший галабею (широкую длинную мужскую рубаху, распространенную у арабов), был "убежденным сионистом". Он был уверен в том, что Израильское государство - единственная надежда для арабов Палестины (полный текст на сайте InoPressa).
Если бы существовало еврейское государство, то оно цивилизовало бы арабов. По мнению Гилберта, Лоуренс хотел, чтобы "еврейское государство простиралось от берегов Средиземного моря до реки Иордан" и, как говорит автор, был убежден, что в таком виде оно "никогда не исчезнет".
"Откровения" Гилберта были восприняты в Израиле с недоумением. Некоторые читатели The Jerusalem Post напоминают о том, что точка зрения Гилберта противоречит мнению таких ученых, как Майкл Оурен, Митчелл Бард, Дэвид Фомкин, Маргарет Макмиллан, Том Сегев, а ведь все они считаются ведущими специалистами по истории Ближнего Востока.
Другие критики готовы воспринять гипотезу Гилберта лишь в целом, подразумевая под "сионизмом" Лоуренса веру в возможность альянса между евреями и арабами. Третьи обращают внимание на то, что "презрение" Лоуренса к арабам не является чем-то необычным - можно вспомнить хотя бы Нельсона Манделу или Ганди, которых сложно заподозрить в сионизме. Наконец, некоторых просто раздражает, что евреи ищут основы сионизма "у гомосексуалиста Лоуренса", в то время как им должно быть достаточно Торы.
Некоторая двойственность просматривается в ответах писателя иерусалимской газете. С одной стороны, порожденное веками колониализма презрительное отношение выходцев из британской метрополии к арабам как к дикарям, склонным к инстинктивным реакциям и не владеющих искусством дипломатии, было широко распространено во времена Лоуренса. Тем не менее, многие современные исследователи продолжают приписывать Лоуренсу восхищение смелостью и преданностью арабских повстанцев. Таких взглядов придерживался Уилфрид Тиесайгер и Уильям Гиффорд Полгрейв, которые изучали арабскую культуру и приобщали к ней англичан.
Единственным литератором, который не разделял этого восхищения, был Чарльз Доти, автор "Пустынной Аравии", к которой Лоуренс написал предисловие. В этом предисловии, однако, Лоуренс попытался убедить читателя, что автор все же любит Аравию.
Наконец, термин "statehood" - "государственность", а не "государство" - Гилберт использовал для обозначения еврейской общности, которая должна "оберегать" арабов. Однако во времена Лиги Наций еще мало кто задумывался о создании такого государства как Израиль.
|