Ахмадинежад: "300 спартанцев" - это план нападения на Иран
Дело было верное: последний кровавый голливудский блокбастер `Триста спартанцев` станет рекордсменом по кассовым сборам и оскорблением для культуры современного Ирана.
Он рассказывает о битве при Фермопилах, когда три сотни спартанских воинов в 480 году до нашей эры сдержали наступление огромной армии персов.
Энергичный и горячий президент Ирана Махмуд Ахмадинежад (Mahmoud Ahmadi-Nejad) обнаружил в нем заговор Запада, `искажающий историю`. Ему ли не знать. В конце концов, в прошлом году он проводил в Тегеране конференцию в целях `изучения` исторической основы Холокоста.
Однако он был не единственным, кто почуял неладное. Многие критики удивляются, почему именно сейчас нас потчуют этой основанной на комиксах версией древней истории, в которой разгром персов/иранцев стал ключом к спасению цивилизации. Не готовит ли нас эта версия `Апокалипсиса сегодня` для фанатов мечей и сандалий к нападению на Иран?
Если и готовит, то ничуть не в большей мере, чем авторы классических греческих трагедий 25-вековой давности. Эсхил, чья написанная в 472 году до нашей эры трагедия `Персы` стала самой ранней пьесой, дошедшей до наших дней, принимал непосредственное участие в разгроме Персидского царства в битве при Саламине - `битве за все`, как он ее называл. Как утверждает историк культуры Эдит Холл (Edith Hall) в своей работе `Придумывая варвара` (Inventing the Barbarian), Эсхил и его произведение завоевали не один эллинский `Оскар` созданием образа жестокого, изнеженного и нездорового деспотизма Востока и формированием на этой основе древнегреческой идентичности и культурного превосходства. Великие трагики были первыми и самыми результативными хулителями `чужих`.
Но персидский царь Ксеркс (в фильме это гомосексуалист и фетишист, ведущий за собой орду орков) благодаря перу Эсхила стал первым героем классической `трагедии высокомерия`. Ахмадинежаду следует забыть об этом фильме-видеоигре, а вместо него перечитать оригинальную, более предостерегающую историю.
|