Толщи воды стойко хранят тайны затонувших кораблей
В Ленинградской области завершилась экспедиция по поиску затонувших судов. Ее участники обследовали дно реки Волхов. По этому древнему торговому пути плавали скандинавы, византийцы и славяне. Но их судам не всегда удавалось преодолеть опасные пороги.
За время экспедиции "Тайны затонувших кораблей" ученые прошли 220 километров по реке Волхов и обнаружили на дне больше сорока судов. Старинный город Ладога - ровесник создания русского государства. По преданию, где-то тут похоронен Вещий Олег. И здесь же проходил торговый путь из Варяг в Греки. Тысячелетиями караваны тянулись из Балтики в Каспий. Иногда, по воле стихии или в сражениях, суда гибли. Они так и лежат сейчас на дне вперемешку. Например, рядом с кораблем 18 века покоится ладья 12-го.
Красная линия - наш курс, черная - глубина. Сейчас это 12 метров. Вот корпус корабля, вот мачта поперек лежит. Это целая мини-лаборатория по поиску затонувших кораблей. Нельзя сказать, что она оборудована по последнему слову техники. Компьютер и гидролокатор. Прибор сканирует дно и выводит на монитор крупные объекты. Водолазы определяют: судно это или просто куча намытого речного мусора. Работа проводится наощупь, так как на дне видимость составляет 30 сантиметров, а исследователи поднимают такую муть, что разглядеть что-либо вообще невозможно.
"Как определить, что это корабль? На дне на расстоянии полуметра торчат деревянные сучки. Они складываются в определенную линейку. Это шпангоуты", - пояснил водолаз-исследователь Игорь Голойда.
Деревяшка побольше и поменьше, деревяшка с гвоздем или просто с дыркой - это натюрморт водолаза-исследователя, полный ассортимент обломков судов. Спустя полгода, только после экспертизы, ученые точно скажут, когда были построены найденные корабли.
Так было и с 57-пушечным фрегатом "Олег". Водолазы, которые сейчас работают на Волхове, нашли его в Балтийском море на глубине 56 метров. Он мог бы стать уникальным музеем. На шести его палубах и в каютах сохраняется нетронутой крупнейшая коллекция предметов, одежды и оружия 19 века. Поднимать все это на поверхность опасно. Без воды предметы могут разрушиться. Поэтому еще одна важнейшая загадка "погибших" кораблей - как сохранить их и показать всем желающим? Заграничный опыт создания подводных музеев для нас пока неприемлем.
"Это площадь, на которой или один корабль, или много. Дайверы могут погружаться и смотреть. Но это все равно, что оставить Эрмитаж без смотрителей. Любят ведь у нас все на память забирать", - отметил Голойда.
Впрочем, для ученых и сами находки являются важнейшим материалом в изучении морской истории. Наши предки не оставили планов и чертежей кораблей тысячелетней давности. И, если бы не было крушений, восстановить облик древних кораблей вообще никто бы не смог.
|