Пасхальные традиции: связь язычества с христианством
Пасха, или Светлое Христово Воскресение, - главный православный праздник, получивший название "день царей", "праздник праздников" или "Велик день". Само слово "Пасха" в переводе с греческого языка означает "прехождение", "избавление".
Это самый первый христианский праздник, и его отмечают как воскресение Христа. На первом Вселенском соборе Христианских церквей в Никее в 325 году было решено отмечать Пасху в первое воскресенье, следующее за первым полнолунием после весеннего равноденствия. Поэтому праздник не имеет постоянной календарной даты и отмечается каждый год в разные дни - между 4 апреля и 8 мая по новому стилю /22 марта по 25 апреля по старому стилю/.
К Пасхе начинали готовиться заранее, еще на Страстной неделе Великого поста: убирались в доме, чистили всю утварь, готовили дрова для пасхального костра, корм для скотины на всю пасхальную неделю. Разгар всех работ приходился на Чистый четверг. В этот день православные "очищались" и духовно, и физически: утром принимали причастие, до восхода солнца мылись, убирались, окуривали дом можжевельником. В Чистый четверг освящали соль и забивали скот для праздничного стола, считая, что это мясо не испортится.
Традиция красить яйца тесно связана и с язычеством, и с христианством. Во время весенних языческих праздников яйца символизировали начало новой жизни и Солнце, и их окрашивали в красный цвет. В христианстве культ крашеных яиц связывают с притчей о Марии Магдалине, которая пришла к римскому императору Тиберию и подала ему яйцо, воскликнув: "Христос воскрес!". Император ответил, что в этот трудно поверить, и скорее белое яйцо станет красным. И яйцо тут же стало алым.
Красное яйцо стало символом воскресения, Пасхи, поэтому первоначально яйца красили только в красный цвет. Позднее стали применять краску различных цветов, луковую шелуху, яркие обрезки шелка.
Пасха и кулич, которые предназначались для освящения в церкви, готовились таких размеров, чтобы каждому домочадцу хватило по кусочку в течение всей пасхальной недели. Вместе со "священными" куличами и пасхой готовились и другие: для гостей, для слуг, для бедных родственников - творожные, сметанные, шоколадные, фисташковые и др.
Собственно пасхальные торжества начинаются в полночь между Великой субботой и Светлым воскресеньем. Проходит особенная торжественная служба, затем начинается крестный ход вокруг храма, со свечами, под торжественный звон колокола. После крестного хода совершается утренняя служба, по окончании которой священник освящает принесенные прихожанами яйца, куличи, пасхи /некоторые прихожане освящают их в Страстную субботу/. После богослужения все разговляются в храме или дома.
Пасхальный стол на Руси был обильным, очень красивым и оставался накрытым всю пасхальную неделю. В богатых домах готовили 40 различных блюд по числу дней истекшего поста. На Пасху подавали скоромные /не постные/ блюда. Куличи и пасхи, иконы, пасхальный стол - все украшали самодельными цветами из разноцветной бумаги. В домах зажигались все свечи и светильники, в деревнях жгли пасхальные костры.
Первыми за пасхальным столом ели крашеные яйца, их дарили родным и близким, брали с собой в гости, раздавали нищим. За дарением пасхальных яиц следовало христосование - пасхальное приветствие.
Согласно церковным канонам, в день Пасхи не полагается ездить на кладбище и совершать панихиды. Посещение кладбищ в Светлое Воскресение, оставление на могилах еды и яиц - это языческая традиция, возродившаяся и широко распространившаяся в России в советские времена: храмы были закрыты, люди шли вместо церкви на кладбище. Смерть на Пасху традиционно считается знаком милости Божьей, а отпевание совершается с пасхальными песнопениями.
Все сорок дней - с Пасхи до Вознесения - являются праздничными, но наиболее торжественно отмечается первая неделя после Пасхи. Она называется Светлой, как и каждый из ее семи дней. В это время ежедневно проводятся службы, церковные врата, называемые "царскими", открыты весь день, и повсюду звонят колокола.
|