История фамилий в России зависела от географии
Как выяснилось, говорить о коренных московских фамилиях неправильно: столичную "прописку" имеет большинство классических русских фамилий - например, оканчивающихся на -ов (Бобров, Александров и т.д.).
Объясняется это очень просто: суффиксом -ов выражается притяжательность, то есть Петров - сын Петра. "Очень часто люди не обращают внимания на этот суффикс, а потому возникают разные казусы, - говорит Владимир Максимов, - например, приходит человек по фамилии Петраков и говорит, что его фамилия состоит из двух христианских имен: Петр и Яков. Или Малюков - та же история. Люди видят здесь два корня - мал- (от слова "маленький") и ков- ("коваль"). Но это неправильно".
Нельзя считать московскими и фамилии на -их: они возникли на северо-западе России, в Новгородской, Псковской областях и уже потом получили распространение на других территориях, преимущественно в Сибири. Кроме того, в разных городах похожие фамилии возникали по одинаковой схеме - например, если человек жил за оврагом по отношению к чему-либо, то его фамилия могла быть равно как Заовражнов, так и Заовражных, причем последняя появилась не в Москве. Если говорить о наиболее распространенных фамилиях, то в тройке лидеров по Москве, впрочем, как и по всей России, окажутся Ивановы, Кузнецовы и Смирновы. За ними идут Петровы, Поповы, Новиковы, Васильевы, Соколовы, Волковы, Козловы и Морозовы.
Уникальны
Что касается фамилий, которые встречаются в столице в штучном виде, то они, в основном, не московского происхождения (например, корни фамилий Яблонько, Убейко следует искать на Украине). Мало и односложных фамилий - для русского языка они не характерны. Например, украинская фамилия Ус у нас чаще всего трансформируется в Усова. А вот длинных фамилий сколько угодно. Однако связано это в первую очередь с суффиксами, такими, как -ский (Чернозатонский). Кстати, подобное окончание фамилии не всегда говорит о благородстве предков ее носителя. Фамилии на -ский были популярны на Вологодчине, где крестьянам, владевшим собственными наделами, важно было зафиксировать, какой именно территорией они владеют.
Хочу быть столбовою дворянкою!.. Многие считают, что фамилии, оканчивающиеся на -ский - признак родовитости, принадлежности к дворянству. "Это не совсем так, - утверждает Владимир Максимов, - так что пусть все желающие найти предков-дворян с фамилией на -ский успокоятся". Мало кто знает, что часто подобные фамилии создавались искусственно для красоты звучания. И если некоторые дворяне брали себе фамилию по названию поместий и сел, которыми владели (Трубецкие - Трубчевском, Стародубские - Стародубом, Галицкие - Галичем, а предки знаменитого писателя Достоевского - частью села Достоево), то фамилии Веселовский, Гиляровский были придуманы семинаристами в 18 веке, когда духовенство получило привилегии наравне с дворянами. Иногда в порыве словотворчества священники доходили до того, что для оригинальности звучания переводили основу фамилии на латынь - так, с помощью слова "hillaris" ("веселый") Веселовский превратился в Гиляровского.
Не столь благородно, как может показаться, и происхождение фамилии графа Разумовского, которого домашние звали Розумом на украинский манер. Существует легенда, что предок именитого графа, порядочно выпив, любил хвалиться своим умом, за что его в шутку и прозвали Разумовским. Очень многие фамилии произошли от так называемых микротопонимов - названий небольших географических объектов. Не исключение и фамилия московского мэра, неоднократно документировавшаяся духовенством - фамилию Лужков получали семинаристы, приезжавшие из селений Лужки, разбросанных по всей России. В этом и заключается причина ее распространенности - только в Москве семей Лужковых около 60. Однако есть и другие версии происхождения фамилии - например, от имен Луг (уменьшительно-ласкательное Лужок) или Лукьян. Не совсем верна точка зрения о том, что ряд фамилий образовался от названий тогдашних слобод и нынешних районов Москвы - идут споры вокруг фамилий типа Сретенский, Воздвиженский, Пречистенский. Правда, среди москвичей встречаются Лубянские, Чистопрудовы и даже Манежновы. Однако не факт, что эти фамилии произошли от названия именно московских Чистых прудов или Манежа (предки Манежновых, например, могли иметь отношение к цирку), а фамилия Китайгородский и вовсе впервые появилась на Украине. Около сотни московских семей носят фамилию Кремлев и лишь в единичном экземпляре встречаются Кремлевский, Кремлянский, Кремляков. Тем не менее, предки носителей этой фамилии могли быть и простыми горожанами, чье жилище волею судеб оказалось неподалеку от кремлевских стен.
Интересно, что фамилии, в корне которых каким-то образом фигурирует "Москва", также не всегда носили москвичи. Конечно, Москвины, Москвитиновы, Московкины имели отношение к столице. Это касается и дворян Москвитиных, живших в 14 - 16 вв. Однако созвучные фамилии Москаленко, Москалев образованы от украинского слова "москаль", обозначавшего солдат регулярной российской армии, среди которых были не только москвичи, но и жители Луганска, Воронежа и других городов. Существует также множество фамилий, которые кажутся нам неправильными - например, Созонов вместо Сазонов, Саколов вместо Соколов и так далее. И дело тут может быть не в безграмотных переписчиках, а в различии российских диалектов - например, Агурцовы (вместо Огурцовых) появились в Курской области. Всячески коверкались иноязычные заимствования, что сказывалось и на фамилиях (Щекатуров вместо Штукатуров, Сержанов вместо Сержантов). А вот фамилия Радионов появилась в 20 веке с возникновением радио - в то время люди уже не связывали ее с именем Родион. Примечательна в этом отношении и фамилия Маёров, которую многие считают неправильным вариантом другой фамилии - Майоров. Тем не менее, вторая образовалась от старорусского имени Майор (в переводе с латыни "большой, старший"), а первая обязана своим происхождением глаголу "маёрить", что значит "хитрить, транжирить, важничать". Созвучие корня и неприличного существительного наводит на нежелательные ассоциации и в отношении фамилий Сосков или Соскин, хотя на самом деле эти фамилии возникли от имени Соска как сокращенной вариации канонического церковного имени Сосипатр ("спасающий отца"). Аналогично и с фамилией Кобрин - ее могли дать ребенку, родившемуся недоношенным, так как кобра - это еще и пригоршни, помещающиеся в ладони. А вот фамилия Желтопузиков вовсе не свидетельствует о том, что у предков ее носителя было "желтое пузо" - возможно, они каким-то образом были связаны с отловом змей-желтопузиков, полозов, которые водятся в средней полосе России.
Нехороший ты человек!
Если же вы когда-нибудь встретите людей с фамилиями Дураков, Дурнаго, Нехорошев, то не спешите с выводами об их предках. Многие фамилии (тогда еще прозвища) давались на Руси как обереги от злых духов. Были также и фамилии-пожелания (например, Басков от "баской", то есть "красивый", чтобы ребенок вырос красавцем, или Богатырев - чтобы был сильным, как богатырь). "Некоторые фамилии кажутся нам смешными только потому, что они понятны, - говорит Владимир Максимов, - например, фамилии Взнузданный и Безотосный, по сути, синонимичны, но нам понятна лишь первая, потому что сейчас слово "отос" (оглобля для соединения хомута с телегой) уже не используется".
Определить же, является ли фамилия иронией или отражает истинную сущность вашего предка, порой довольно сложно. Поэтому не торопитесь судить о своей и чужой фамилиях, а лучше загляните на сайт www.familii.ruи узнайте много полезной и интересной информации об их происхождении.
|