Москве угрожает кризис ликвидности
Бегство зарубежного капитала вынуждает российские банки сократить выдачу кредитов. Так международная реакция на вооруженный конфликт России с Грузией начала сказываться на реальном состоянии экономики, считает Financial Times.
По словам сотрудников банков, Россия столкнулась с самым тяжелым кризисом со времен августовского дефолта 1998 года. Российский фондовый рынок с мая упал более чем на 40%. Бегство капитала, которое началось вместе с конфликтом и сумма которого оценивается аналитиками в 20 млрд долларов максимум, влечет за собой дефицит ликвидности.
По словам банковских работников и аналитиков, нехватка кредитов сильнее всего ударила по секторам недвижимости и розничной торговли. Некоторые застройщики не могут завершить работу над своими комплексами. Им нигде не удается занять денег, в том числе в государственных банках.
Центробанк РФ заявляет, что аналитики преувеличивают масштабы бегства капитала, ибо в августе из страны выведено всего 5 млрд долларов. Но зарубежные инвесторы шарахаются от российского рублевого и фондового рынка.
Конфликт с Грузией стал лишь последней каплей, чаша терпения переполнялась все лето: череда дурных предвестий типа нападок Владимира Путина на российскую сталелитейную компанию "Мечел" напомнила инвесторам о политических рисках инвестирования в России.
Обвал российского фондового рынка усугубляется тем фактом, что многие из ведущих бизнесменов страны привлекали заемные средства для расширения бизнеса. А теперь банки, предоставившие им кредиты под залог акций, требуют дополнительного залога. Это обостряет последствия панического сбыта акций, поскольку компаниям не удается найти альтернативные источники финансирования.
Инвесторы напуганы Россией в свете замедления роста ее экономики, сомнений в потенциальной доходности российских компаний после атаки Путина на "Мечел" и расширения зависимости экономики от нефти, что чревато падением привлекательности страны для иностранных инвестиций.
До этого времени российское правительство способствовало восполнению ликвидности несмотря на глобальный кредитный кризис: оно положило в банки в виде краткосрочных вкладов до 12,75 млрд долларов из государственных средств, предназначенных на развитие, а также регулярно проводит аукционы наличности.
По словам банковских работников и аналитиков, после грузинского конфликта даже государственным банкам типа "Сбербанка" (государственный российский банк, который работает с физическими лицами) будет, возможно, нелегко привлечь капитал за границей. В данный момент "Сбербанк" пытается занять на международных рынках 1 млрд долларов с лишним в форме синдицированного кредита.
Министр финансов России Алексей Кудрин во вторник попытался обуздать негативные последствия. Выступая на инвестиционном форуме Reuters, он сказал, что конфликт с Грузией снизил для России политические риски, устранив опасность дальнейшей эскалации вооруженного конфликта, а недавнее разрешение спора за контроль над российско-британским энергетическим предприятием ТНК-BP демонстрирует, что Россия пытается улучшить инвестиционный климат в стране.
Но представителей банковской сферы это не убеждает. Один из них сказал: "Скорее всего, инвесторы будут игнорировать Россию. Компании не смогут выпускать ценные бумаги на международных рынках".
|