Оператора дальней связи можно будет поменять бесплатно
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает отменить плату за замену оператора дальней связи. Сейчас это стоит 120-220 руб.
В прошлый четверг ФАС направила в Минкомсвязи письмо, предлагающее изменения в правила оказания услуг телефонной связи (копия письма на http://www.vedomosti.ru). Суть изменений - упрощение выбора оператора междугородной и международной связи, чьи услуги используются по умолчанию, в частности отмена платы за его замену.
Сейчас бесплатно выбрать сеть дальней связи можно только один раз. За повторный выбор МГТС берет 220 руб., "Северо-Западный телеком" в Петербурге - 200 руб., "Сибирьтелеком" в Новосибирске - 195 руб., "Волгателеком" - 120 руб.
Это неудобство не единственное. Правила требуют, чтобы абонент, желающий сменить оператора дальней связи, заключил с оператором местной связи допсоглашение, явившись на узел лично или прислав представителя с доверенностью. "Операторы местной телефонной связи по умолчанию предоставили абонентам возможность пользоваться услугами междугородной и международной телефонной связи ОАО "Ростелеком", что поставило других операторов [дальней связи] в неравное положение", - делает вывод ФАС.
Антимонопольная служба предлагает вычеркнуть из договора абонента с оператором местной связи пункт о выборе сети дальней связи. Кроме того, считает ФАС, абонент должен иметь возможность менять оператора дальней связи без дополнительного договора, просто набирая определенный номер. Также ФАС предлагает указать, что работы по переключению абонента на другого оператора дальней связи не оплачиваются, так же как, например, смена тарифного плана.
Представитель Минкомсвязи отказался от комментариев, пояснив, что письмо ФАС пока не получено. Сотрудники пресс-службы ФАС в пятницу не отвечали на звонки. Но "Ведомости" ознакомились с ответом ФАС на обращение компании "Межрегиональный транзит телеком" (МТТ), в котором говорится, что письмо в Минкомсвязи отправлено.
Письмо ФАС - реакция на обращение МТТ (оказывает услуги дальней связи с 2006 г.), подтверждает ее гендиректор Эльдар Разроев. В частности, МТТ просила ФАС определить, не ограничивает ли конкуренцию необходимость лично являться на узел местной связи для подачи заявления о смене оператора дальней связи. Также МТТ интересовалась, вправе ли операторы местной связи взимать с абонента деньги за такое переключение. Теперь МТТ будет поддерживать иски абонентов, требующих признать эту плату незаконной, обещает Разроев.
Сложнее всего менять оператора дальней связи абонентам компаний "Связьинвеста" (контролирующего и "Ростелеком"), говорит Разроев. Предложения "Ростелекома" самые конкурентоспособные, уверен его гендиректор Антон Колпаков, поэтому оператор поддерживает "любые шаги регулятора по повышению прозрачности конкуренции в отрасли". Поддерживает он и облегчение взаимодействия абонентов с оператором. Но это сделает абонента более уязвимым, например, для недобросовестной рекламы, что "должно стать предметом самого пристального внимание ФАС и других регулирующих ведомств", передал Колпаков "Ведомостям" через пресс-службу. Он приводит в пример московскую рекламу одного из операторов дальней связи, который предлагает чужим абонентам "перейти на более низкие тарифы", которые на деле более выгодные лишь по нескольким направлениям и при выполнении ряда дополнительных условий. Отдельная проблема, по мнению Колпакова, - порядок возмещения местному оператору затрат на переключение абонента. В ряде случаев эти затраты возмещают операторы дальней связи, но некоторые из них "фактически являются банкротами", замечает он.
Отмена платы упростит процедуру смены оператора, но создаст риск того, что абоненты станут пользоваться этой возможностью необоснованно часто, считает представитель "Комстар-ОТС" (оказывает услуги дальней связи с конца 2008 г., контролирует МГТС). А "Вымпелком" целиком поддерживает идею ФАС, говорит его пресс-секретарь Ксения Корнеева: абонент всегда должен иметь выбор.
|