Муфтий Осетии извинился перед христианами
В Духовном управлении мусульман Северной Осетии прошла пресс-конференция муфтия Али-хаджи Евтеева.
Он заверил, что был неправильно понят автором скандального интервью, никогда не был знаком с Хаттабом, а у уничтоженных лидеров бандподполья учился тогда, когда они еще не ушли в боевики. Евтеев также принес извинения представителям православной церкви.
Открывая пресс-конференцию, духовный лидер осетинских мусульман еще раз заявил, что беседу с журналисткой Яной Амелиной не воспринял как интервью, поэтому посчитал возможным говорить о вещах, которые без объяснений понятны специалистам, говорится в сообщении, поступившем в газету "Взгляд".
Кроме того, по его словам, некоторые моменты беседы остались без пояснений, которые и были восприняты многими как сомнительные. В частности, он заявил, что никогда не был знаком с одним из лидеров чеченского бандподполья Хаттабом, а уничтоженными в прошлом году руководителями так называемого Кабардино-Балкарского джамаата Анзором Астемировым и Мусой Мукожевым общался, когда те были преподавателями в медресе. "Когда они ушли в подполье, я расценил это как ошибку", - сказал Али-хаджи Евтеев.
Говоря о создании халифата и шариатского государства, муфтий подтвердил, что сказал об этом в интервью, но уточнил, что "каждый мусульманин хочет жить в справедливом государстве и по божьим законам". "А негатив в отношении этих слов связан с их неверным понимаем, в частности, что при шариате режут головы, отрубают руки и избивают женщин. На самом деле шариатское государство - это справедливое государство", - отметил муфтий.
Сослался он и на неправильное понимание слова "джихад", несколько раз упомянутое в интервью. "Это старание на пути Аллаха, - пояснил Евтеев, - путь к божественным идеалам, построение самого себя, своей души. В какой стране это является преступлением? А у нас с этим словом связан негатив. Точно так же, как и со словом "ваххабит". Если говорить точно, то у этого слова вообще нет определения, и мы им не пользуемся. А если остальные называют ваххабизмом радикальные взгляды, то я знаком и с этим и смог найти выход и даже помог многим тоже выйти из этого. Но, видимо, кому-то очень хочется увидеть здесь раздор и распри. Никто из нас ведь не призывает к вооруженному джихаду и шариатской форме правления!"
Комментируя скандал с возможным строительством мечети в Южной Осетии, муфтий заявил, что его инициировали грузинские спецслужбы с целью создания очередного очага напряженности в тамошнем обществе. После этого Евтеев вспомнил, как в первые дни вооруженного грузино-осетинского противостояния в августе 2008 года вместе с восемью членам ДУМСО уже находился в Южной Осетии.
Когда основные моменты скандального интервью были прояснены, осетинский муфтий ответил на вопросы журналистов. Их интересовало отношение руководства ДУМСО к появлению радикальной молодежи среди принявших ислам, а также отношение муфтия к скандалам, связанным с недавним задержанием члена мусульманской уммы Фатимы Багаевой. При попытке провоза через административную границу с Ингушетией элементов "пояса шахида" она была задержана правоохранителями.
"Идет следствие в отношении Багаевой, которое должно расставить все по местам, - сказал Али-хаджи Евтеев. - Но каким бы оно ни было, в самом начале этой истории мы хотели, чтобы все осознали важность и деликатность этого вопроса. Ведь последствия могут не ограничиться судьбой одной Багаевой. Сейчас мы ждем результатов и надеемся, что все хорошо закончится". Евтеев не уточнил, для кого все должно "закончится хорошо". Остался без ответа и вопрос о том, кто именно расписывает стены зданий города надписями с призывом к джихаду на английском языке. Зато выяснилось, что на русском писал один из новообращенных приверженцев ислама. "Мы нашли человека, который писал такие вещи на набережной, провели с ним беседу и он больше этим не занимается", - заявил Али-хаджи Евтеев. "А вот насчет надписей на английском, пришлось обращаться в соответствующие органы с просьбой найти, кто это делает. Когда не было результатов, наши молодые прихожане взяли краску и сами закрасили призывы", - добавил он.
Говоря об увеличении прихожан в мечети, муфтий Северной Осетии сказал, что это в основном студенты и молодежь, представляющая самые разные социальные слои общества. Большая их часть - этнические мусульмане, но есть и такие, кто приходит в ислам из других конфессий. "Основная наша задача работать с людьми и отслеживать их настроения, - сообщил н Евтеев. - Но мы не можем дать никаких гарантий того, что у нас не появятся радикально настроенные люди. Но пока у муфтията получается контролировать ситуацию".
Завершая встречу с журналистами, Евтеев еще раз извинился перед представителями православной церкви. "Мы приносим свои извинения еще раз, если вчера, после нашего общения остались еще какие-то вопросы", - сказал муфтий.
|