Венеция насладится российской "эротической драмой"
Сегодня вечером стартует 67-й кинофестиваль в Венеции. В его основном конкурсе в этом году снова есть фильм из России.
"Овсянки" Алексея Федорченко в последний момент сняли с конкурса "Кинотавра" и не показали пока ни одному журналисту. Но корреспонденту "Вести ФМ" Павлу Гайкову удалось побеседовать с создателями картины.
По сюжету "Овсянок" один немолодой уже директор провинциальной фабрики по имени Мирон Алексеевич, потеряв жену, решает похоронить её по обряду малого финно-угорского народа меря, к которому сам себя причисляет. Для этого Мирон Алексеевич отправляется в небольшое путешествие с трупом по России, попутно вспоминая прошлое. Компанию ему составляет еще один персонаж в возрасте по имени Аист, которого с покойной связывает своя история. Фильм "Овсянки" режиссер Алексей Федорченко в шутку называет "эротической драмой". Это притча о любви и смерти с этномистическим уклоном. За последний отвечает, в частности, композитор картины Андрей Карасёв.
"Вот в этом фильме для меня было такое открытие: они сжигают, завязывают какие-то веревочки, делают обряды, но кажется, до конца уже не знают - зачем. Потому и в музыке шаманизм и всякие тибетские настроения присутствовали как эхо. Как некая суть этого народа, которая уже ушла и потерялась. Поэтому в музыку вплетены европейские мелодии - это такой микс", - поясняет Карасёв.
Режиссера "Овсянок" Алексея Федорченко в Венеции уже награждали пять 5 назад за его дебютную ленту "Первые на Луне". Оператор Михаил Кричман работал у Андрея Звягинцева и тоже должен быть знаком местной публике по фильму "Возвращение", который в 2003 получил целую охапку наград, включая и самую главную - "Золотого льва".
Работы Звягинцева вообще вспоминаются в первую очередь при просмотре "Овсянок". У них общий не только оператор, но и художник-постановщик. К тому же Аиста в "Овсянках" играет актер "Изгнания" Игорь Сергеев. Как и фильмы Звягинцева, "Овсянки" неторопливы и философски-созерцательны, их объединяют длинные меланхоличные планы и страшно красивые, хотя, вроде бы, ничем и непримечательные пейзажи. В "Овсянках" это картины глухого русского севера, ради которых съемочная группа забиралась в самые фантастические дали. Фильм снимали в Коми, на Волге и на Урале - вот какие воспоминания от этих мест остались у главной актрисы фильма Юлии Ауг.
"Первые съемки были в Кослане. Это 9 часов на поезде от Сыктывкара. Дорог нет, одни направления. Дальше 20 километров от Кослана - это районный центр - на машине не отъедешь. Я доехала до села, где жили одни старики, у них электричества нет с 1968 года. И деньги для них неактуальны, идет обмен натуральным хозяйством. Там люди живут, как в XVI веке", - говорит Юлия.
Уже этой осенью, вслед за венецианской премьерой, "Овсянки" появятся не только в российском, но и зарубежном прокате. И в этом есть свой парадокс, потому что, как уверены авторы, "Овсянки" - фильм сугубо русский, а западному зрителю даже название его чуждо. В англоязычный прокат фильм выпустят под заголовком "Тихие души", а для франкофонов - "Последнее путешествие Тани".