Минрегион готовит новые поборы в сфере ЖКХ
Тарифы на ЖКХ растут каждый год в среднем на 25 %. И каждый год это событие вызывает немало нареканий со стороны жителей, так как рост коммунальных платежей никак не сказывается на качестве предоставляемых услуг.
Вместе с тарифами растет и число проколов в работе ЖКХ. По официальным данным, потери воды в водопроводных системах достигают 19,8 %, средний износ систем водоснабжения и водоотведения составляет 58,1 %. Ежегодно в системах водоснабжения происходит около 195 тысяч аварий.
Каждый год, узнав об очередном росте тарифов, мы задаемся вопросом о том, куда пойдут эти деньги? И понимаем, что не на решение насущных проблем, а на рост зарплат и прибыли компаний ЖКХ.
Тем временем, Минрегион, которому поручили курировать вопрос водоснабжения и водоотведения, вышел с очередной инициативой, предложив новые тарифы и правила предоставления услуг ЖКХ. Основная цель этих правил, по мнению всех, кто их комментирует - заставить россиян установить в своих квартирах индивидуальные счетчики на горячую и холодную воду.
Правда, в первом варианте данных предложений предполагалось заставить граждан поставить еще и счетчики на газ и тепло. Тем, кто не установит их, был обещан рост тарифов на все услуги с 2012 года вдвое, а с 2013 - в четыре раза. Но, как только эта информация появилась в СМИ, Минрегион передумал и штрафной рост тарифов существенно уменьшил: теперь с 2012 года его обещают поднять всего на 20 %, а с 2013 - на 40 %. Также чиновники отказались от обязательности установки счетчиков на газ и батареи.
Очередной рост тарифов не уменьшит задолженность населения, а лишь увеличит ее
За счет завышенных тарифов для тех, у кого нет счетчиков, Минрегион планирует получать внеплановые доходы, которые обещает направить на развитие отрасли (читай на очередной рост зарплат), а также на субсидирование владельцев приборов учета. В общем, бедные будут платить коммунальные платежи за богатых. Кроме этого, Минрегион в новых правилах сокращает сроки накопления задолженности за ЖКХ вдвое (с шести месяцев до трех), а для отключения воды, газа и света достаточно будет долгов за один месяц.
Под лозунги о бережливости и эффективности использования ресурсов пытаются заставить всех установить индивидуальные квартирные счетчики, в том числе и жильцов домов, где установлены общедомовые счетчики, т.е. тех домов, где и так за все платят и ведется учет.
Раньше нас убеждали в необходимости установки счетчиков будущей экономией и тем, что мы не будем платить за соседа. Теперь нам угрожают ударить рублем. Тем временем, от установки счетчиков выигрывают в основном семьи от трех человек благодаря тому, что нормативы потребления очень завышены. В конце концов экономия компенсирует затраты на установку счетчиков. Остальным выгоду придется ждать очень долго. А большинству населения установка индивидуальных счетчиков просто не по карману.
Официально цель новых правил - "оптимизировать процесс подачи жилищно-коммунальных ресурсов потребителям, способствовать созданию благоприятной бизнес-среды в секторе и снять социальную напряженность". Но реально следует ожидать прямо противоположного. Что предлагает Минрегион малоимущим гражданам и тем, кто получает субсидии? Он советует участвовать в региональных программах по энергосбережению для льготной установки счетчиков. Между тем, программа установки бесплатных счетчиков для социально незащищенных слоев населения давно остановлена. Заявления льготников лежат без движения по два-три года. По расчетам самого Минрегиона, установка счетчиков холодной и горячей воды обойдется семье в 7-10 тыс. рублей.
Это не считая необходимости менять старые трубы, которая возникнет у многих, что может обойтись еще дороже. Поговаривают о кредите на пять лет, который население будет выплачивать в ежемесячных платежах. Это будет означать еще больший рост коммунальных платежей, а значит и людей, получающих субсидии. Сегодня субсидии получают порядка 15 % населения. Это семьи, чьи платежи превышают 22 % от их семейного дохода. Вступление в силу инициатив Минрегиона не отменяет этого норматива. И все это во имя пресловутой экономии.
А, между тем, учитывая состояние коммуникаций, воду экономить нельзя, так как при застое она идет ржавая, ее нельзя пить, в ней нельзя стирать и мыться. Каждый год, после проведения профилактики, в трубах бывают больше засоры. Если мы будем заниматься экономией каждый день, то засоры станут регулярными. И все, что мы в отдаленной перспективе сэкономим на воде, мы заплатим потом сантехнику и аварийным службам, которые должны стать платными. И все это не считая сумм, которые будет тратиться на техническое обслуживание счетчиков.
К тому же ряд квартир по конструктивной особенности требует установки не двух счетчиков на воду, а четырех. Значит затраты вырастут вдвое.
Но и это еще не все. Сегодня у каждой обслуживающей компании есть свой узкий перечень счетчиков, которые она берет на обслуживание. При смене обслуживающей компании может потребоваться переустановка счетчика. А это повторные расходы. И все это не считая проблем с выходом счетчиков из строя, износа и так далее.
Кроме того, представьте себе, что в вашем доме стоит общедомовой счетчик, а у вас в квартире его нет. Вы и так платите за себя и за "того дядю", потому что в половине соседских квартир проживает больше людей, чем прописано. А их расходы расписывают именно на тех, кто не установил счетчики. А теперь еще к этой сумме будут прибавлять с 2012 года 20 %, а с 2013 - 40 %.
После принятия новых правил тарифы на установку счетчиков и стоимость самих счетчиков могут существенно вырасти
После принятия новых правил тарифы на установку счетчиков и стоимость самих счетчиков могут существенно вырасти, как это было этим жарким летом, когда простые вентиляторы подорожали чуть ли ни в десять раз. Тем более, что, по оценкам экспертов, потребность россиян в приборах учета составляет около 10 млн. счетчиков в год. В то же время все производители этой продукции в России могут представить на рынок не более 5 млн. приборов. При этом, по данным исследования Росстата, 60-80 % сданных на поверку квартирных счетчиков признаны непригодными для дальнейшей эксплуатации. Такое ощущение, что Минрегион слишком откровенно лоббирует интересы конкретных коммерческих структур, производящих, устанавливающих и обслуживающих счетчики.
Формально основная цель новации - увеличить поступления средств в сферу ЖКХ. Минрегион жалуется на рост совокупной задолженности за услуги ЖКХ, которая составляет 333 млрд. руб., из которых 95 млрд. приходится на граждан. Но очередной рост тарифов не уменьшит задолженность населения, а лишь увеличит ее и приведет к тому, что уже не кампании будут отключать свои услуги, а население само будет их отключать в связи с невозможностью оплачивать.
Новые правила не приблизят нас ни к ресурсосбережению, ни к росту качества предоставляемых услуг. Для решения этих проблем не хватит средств, которые будут взимать с населения в качестве платы за ЖКУ вместе со всеми накрутками за отсутствие счетчиков. Решение проблемы заключается не в введении новых поборов с населения, а в том, чтобы государство взяло на себя основную роль в запуске механизма устойчивого водоснабжения и водоотведения.
Тем более, что деньги есть. Как заявил в ходе недавней рабочей поездки вПетропавловск-Камчатский премьер-министр Владимир Путин: "Надеюсь, и руководители регионов, и руководители муниципальных образований меня услышат: ссылки на отсутствие денег абсолютно необоснованны. Деньги и в стране, и в регионах есть. Вопрос только - куда их направлять, что определять в качестве приоритета расходования средств".
|