Вокруг юаня вновь разгораются страсти
В США оживились разговоры на тему необходимости укрепления национальной валюты Китая. Пекин продолжает всеми силами сопротивляться.
На этой неделе премьер-министр КНР Вэнь Цзябао в ходе официального визита в Соединенные Штаты в очередной раз исключил возможность резкой ревальвации юаня, заявив, что никаких оснований для подобного шага на данный момент не существует. Более того, по словам китайского политика, ускоренное укрепление национальной валюты погубит китайскую экономику. Рост обменного курса юаня на 20% может привести к значительным потерям рабочих мест и вызвать социальную нестабильность. И ничего, кроме дополнительного напряжения в китайско-американских отношениях, подобная валютная политика не даст.
США крайне недовольны медлительностью китайского правительства в реализации намерений, объявленных три месяца назад. Тогда руководство Поднебесной пообещало вернуться к реформе курсовой политики, приостановленной в середине 2008 г. из-за глобального кризиса, и повысить гибкость своей валюты. Однако с тех пор юань укрепился всего на 0,6%. Американские власти полагают, что этого явно недостаточно, и требуют от правительства КНР отказа от жесткого контроля над валютным курсом. Лично президент США Барак Обама на этой неделе заявил, что обменный курс китайской валюты ниже, чем тот, который диктуется рыночными условиями. Ранее недовольство нынешним курсом юаня выразил министр финансов США Тимоти Гайтнер в ходе своего доклада в Сенате по валютной политике Китая.
Китай искусственно занижает стоимость юаня, стимулируя тем самым увеличение своего экспорта, в том числе в США, что создает дисбаланс в торговых отношениях двух стран, настаивает американская сторона. Некоторые законодатели Соединенных Штатов призывают установить торговые санкции по отношению к КНР. Соответствующие законопроекты уже представлены в Конгресс. Они предполагают введение тарифов на китайский импорт, если Китай не примет мер по более быстрому укреплению национальной валюты.
Вэнь Цзябао уверяет, что проблемы торгового дефицита США не связаны с курсом юаня, и призывает не политизировать "сугубо экономический" вопрос о китайской валюте. Его решение не сможет исправить существующие торговые дисбалансы между двумя странами, убеждает американских политиков и бизнесменов китайский премьер. Основная причина отрицательного сальдо торгового баланса между США и Китаем кроется вовсе не в обменном курсе юаня, а в структуре торговли и инвестиций между двумя странами, полагает Цзябао. При этом он пообещал, что КНР продолжит наращивать импорт из США, одновременно призвав Штаты ослабить контроль над экспортом в Китай.
Примечательно, что, активно сопротивляясь давлению со стороны Вашингтона, Пекин в то же время весьма обеспокоен нынешним удешевлением американского доллара и все более открыто заявляет свои претензии на постепенное превращение юаня в мировую резервную валюту. Совсем недавно министр торговли КНР Чэнь Дэмин выразил уверенность, что со временем китайская валюта станет альтернативой американской. Правда, тут же оговорился, что пока Китаю не хватает опыта и человеческих ресурсов для выполнения этой задачи. Так что пока Китай довольствуется наращиванием объема своей национальной валюты во внешнеторговом обороте. Причем в этом направлении действует весьма активно.
Конечно, для окончательного преобразования юаня в мировое средство обмена Китаю рано или поздно все же придется отказаться от жесткого контроля над валютным курсом и отпустить национальную валюту в свободное плавание. Но в ближайшие планы Пекина это явно не входит.
|