Западные аналитики: Кремль ждет мрачное будущее
В XXI веке с новой силой возобновился спор, занимавший российскую интеллигенцию в XVIII-XIX веках, полагает автор статьи в The Financial Times. Должна ли перманентно-отсталая страна сделаться западной, чтобы осовремениться?
Как и 200 лет назад, одни считают, что Россия должна позаимствовать у Запада, в частности, сдержки и противовесы исполнительной власти и свободную прессу, иначе ее ожидает упадок. Другие уверяют, что только сильное государство может втащить Россию на буксире в XXI век. "Последние 10 лет второй лагерь господствует, но, возможно, ситуация меняется", - пишет Чарльз Кловер.
Успех курса Путина на централизацию власти подтверждал мнение тех, кто считает, что авторитарным режимам модернизация удается лучше, но в прошлом году модель роста на основе сырья, видимо, дала сбой. Президент Медведев год назад предложил альтернативную модель. "Риторика Медведева отражает убеждение, что для роста нужны политические реформы", - пишет Кловер. Однако большинство экспертов невысоко оценивают то, как Кремль воплощает свои слова в жизнь. "Милиция регулярно избивает продемократически-настроенных демонстрантов, оппозиционеры боятся за свою жизнь, а Медведев, хоть он и говорит о демократии, расширил полномочия ФСБ", - говорится в статье. По словам бизнесменов, Кремлю не удались эффективные реформы для поощрения инвестиций, что пророчит мрачное будущее.
Однако наблюдатели отмечают, что атмосфера в высших эшелонах правительства меняется в сторону большей открытости и понимания, что меняться надо самим, заметила Елена Титова, президент Morgan Stanley по России и СНГ. Медведев делает смелые заявления. Но способность довести заявленные реформы до конца пока под сомнением, говорится в статье.
"Тем временем существует фактор Путина. Истинный характер взаимоотношений Медведева и Путина неведом никому, кроме них самих, но все считают Путина более могущественным, хотя у Медведева в руках рычаги конституционных полномочий", - напоминает автор. Западные аналитики уверены, что Медведев все равно подчиненный Путина, а Путин неизбежно вернется к власти. "Но в стране, известной своими политическими землетрясениями, прогнозировать преемственность - не всегда надежный вариант", - резюмирует журналист.
|